юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

АДВОКАТСКОЕ БЮРО ШМЕЛЁВА А.Ф.

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь


Бесплатная юридическая консультация онлайн



 

Страховые взносы в 2015 году и с 01.01.2016
(ставки, тарифы, изменения)
часть 1

 

На период 2015 г. - 2022 г.установлены пониженные тарифы страховых взносов, ставки которых изложены ниже.

1 января 2015 года вступил в силу Закон от от 28.06.2014 № 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования".

На какие же из этих изменений стоит обратить особое внимание?

Предлагаем обзор самых существенных изменений:

ЧАСТЬ 1

  1. Изменения в законодательстве о страховых взносах с 01.01.2015

  2. Изменение страховых взносов с 1 января 2014 года в редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 333-ФЗ

  3. Изменение страховых взносов с 1 января 2013 года в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ

  4. Краткий обзор изменений

  5. В 2012 - 2013 гг. применяется сниженный общий тариф страховых взносов

  6. Снижен тариф страховых взносов для некоторых льготных категорий плательщиков

  7. Самозанятые плательщики не должны подавать расчет по взносам

  8. Ответственность за несоблюдение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

  9. Другие изменения в нормах об ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах

ЧАСТЬ 2

  1. Страховые взносы, установленные на период 2015 - 2021 годы Страховые взносы на период 2015 - 2021 годы

  2. Изменен порядок передачи плательщику решений органов контроля за уплатой страховых взносов

  3. Уточнен перечень плательщиков страховых взносов

  4. На выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы

  5. Выплаты руководителю - единственному учредителю облагаются страховыми взносами

  6. Выводы по Закону от 03.12.2011 № 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"

  7. Полезные ссылки по теме

  8. Куда вложить деньги? Куда вложить деньги

  9. Как заработать в интернете Как заработать в интернете

Изменение в законодательстве о страховых взносах с 1 января 2015 года

  1. С 1 января 2015 г. установлены следующие сроки (Федеральный закон от 01.12.2014 № 406-ФЗ сроки предоставления отчетности:

    • по страховым взносам на ОПС и ОМС в территориальное отделение ПФР:

      • расчет на бумажном носителе подается не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

      • расчет в форме электронного документа - не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;

    • в филиалы ФСС:

      • расчет на бумажном носителе подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;

      • расчет в форме электронного документа - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

  2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г." в 2015 году предельная величина базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - взносов в ПФР) составит 711 000 рублей (повышающий коэффициент - 1,7), а для начисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносов в ФСС РФ) - индексируется на 1,073 и составит 670 000 рублей.

    Предельная величина базы в отношении взносов в ФФОМС отменена. В следующем году взносы на обязательное медицинское страхование нужно будет начислять на всю сумму выплат, рассчитанную нарастающим итогом с начала расчетного периода (Федеральный закон от 01.12.2014 N 406-ФЗ).

  3. Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ, вступающим в силу с 1 января 2015 года, предусматривает следующие изменения в законодательство о социальном страховании:

    • плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период составила более 25 человек, должны будут подавать в ПФР и ФСС РФ расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронной форме (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Ранее организации обязаны были представлять отчетность в электронном виде, если среднесписочная численность застрахованных лиц составляла от 50 человек и более;

    • сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующий внебюджетный фонд, будет определяться в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • будет применяться новый порядок расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов (ч. 5.1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • ограничивается освобождение от обложения страховыми взносами выплат, связанных с увольнением работников - если сумма всех выплат увольняемому работнику (выходное пособие, средний месячный заработок на период трудоустройства и компенсация руководителю, его заместителю или главбуху) не превысит трехкратного размера среднемесячного заработка, то страховые взносы не будут начисляться. Если работодатель находится в районах Крайнего Севера и увольняет работника, то необлагаемая сумма ограничена шестикратным размером среднего месячного заработка. При привышении данной суммы страховые взносы следует начислить (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • на суммы возмещения работодателем расходов по найму жилого помещения в командировке, которые работник документально не подтвердил, нужно будет начислять страховые взносы (исключено второе предложение ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • закреплены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 18.1 - 18.5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • выездная проверка плательщика страховых взносов может быть продлена до четырех или шести месяцев при наличии определенных оснований, а также допускается проведение повторных выездных проверок. Ранее срок выездной проверки контролерами из фондов ограничивался 2 месяцами (ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Основаниями для ее продления являются:

      • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствуюет о нарушении плательщиком законодательства РФ о страховых взносах и требует дополнительной проверки;

      • наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится   выездная проверка;

      • проведение выездной проверки организации, которая имеет несколько обособленных подразделений;

      • непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной проверки;

    • день погашения задолженности по страховым взносам будет включен в период начисления пеней (ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • скорректирован порядок обложения страховыми взносами оплаты работникам стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно, если указанные лица проживают и работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • уплачивающие ЕНВД аптечные организации, а также предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, смогут применять пониженные тарифы страховых взносов только к выплатам в пользу физлиц, которые имеют право на занятие этой деятельностью (п. 10 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса от органа контроля за уплатой страховых взносов банки должны будут представлять справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей (ч. 6.1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). За неисполнение установленной обязанности будет взыскиваться штраф в размере 20 тыс. руб. (ст. 49.1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • организации не должны будут сообщать в отделения ПФР и ФСС РФ по месту нахождения головной компании о создании или закрытии обособленного подразделения (утратит силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • направление органом контроля в банк инкассового поручения не будет ограничено месячным сроком (ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • при рассмотрении материалов проверки смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства выявляться не будут (п. 4 ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, утратит силу ст. 44 указанного Закона);

    • будет применяться уточненный порядок определения фиксированного размера страховых взносов за год, в котором предприниматель имеет право на освобождение от уплаты взносов (ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);

    • документы (заявления, жалобы и т.д.), которые будут передаваться в электронной форме, должны иметь электронную квалифицированную подпись уполномоченных на подписание таких документов лиц (п. 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");

    • работники, которые временно пребывают на территории РФ, признаются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию (за исключением высококвалифицированных специалистов). Теперь выплаты в их пользу облагаются пенсионными взносами вне зависимости продолжительности трудовых отношений. Ранее взносы начислялись на таких лиц в зависимости от того, на какой срок с ними был заключен трудовой договор - срочный или на неопределенный срок (п. 1 статьи 7, пункт 2 статьи 22.1 Федерального закона № 167-ФЗ);

    • предприниматели, которые применяют патентную систему, могут использовать пониженные тарифы взносов только в отношении выплат в пользу работников, занятых в виде той экономической деятельности, которая указана в патенте. До изменений применять пониженные тарифы такие ИП могли к выплатам в отношении физлица независимо от вида его деятельности (пункт 14 статьи 33 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ).

 

Тарифы страховых взносов на Обязательное пенсионное страхование

 

2013

2014

2015

с 2016

ИП, применяющих патентную систему налогообложения

20% 20% 20% 20%

Аптечные организации, благотворительные фонды, некоммерческие организации

20% 20% 20% 20%

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги

22% 22%+10% 22%+10% 22%+10%

Организации, производящие выплаты членам экипажей  судов

0% 0% 0% 2016-2027гг. - 0%

Организации СМИ

21,6% 23,2% 22%+10% 22% +10%

Хозяйственные общества, созданные научными учреждениями

8% 8% 8% 2016-2017гг. - 8%

2018г. -  13%

2019г. - 20%

Организации и ИП, применяющие единый сельскохозяйственный налог

21% 21% 22%+10% 22%+10%

Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны

8% 8% 8% 2016-2017гг. - 8%

2018г. - 13%

2019г. - 20%

Организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов и их учреждения

21% 21% 22%+10% 22%+10%

Организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий

8% 8% 8% 2016-2017гг. -  8%

2018г. - 13%

2019г. - 20%

Организации и ИП, применяющие УСН

20% 20% 20% 20%

Организации инновационного центра "Сколково"

14% 14% 14% 14% в течение 10 лет с момента присвоения статуса

Сельскохозяйственные товаропроизводители

21% 21% 22%+10% 22%+10%

Основной тариф страховых взносов

22%+10% 22%+10% 22%+10% 22%+10%
Справочно: Предельная величины базы для начисления страховых взносов 2013 год – 568 000 руб.



Согласно пункту 4  статьи 3 Закона № 351-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации (КБК), предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в том числе 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).

В соответствии с частью 2 статьи 33.1. Федарльного закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ) установлены следующие тарифы страховых взносов:

В 2014 - 2016 годах для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, за исключением страхователей, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, применяется тариф страхового взноса 22,0% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10,0% (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).

Определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0% на финансирование накопительной части трудовой пенсии) по следующим тарифам:

Тариф страхового взноса

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Вариант пенсионного обеспечения 0,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии
Вариант пенсионного обеспечения 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) 22,0 процента на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

22,0 процента, из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

0,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов 16,0 процента, из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

10,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов
10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) 10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов 10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов 0,0 процента 10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов 0,0 процента.

Расчетные документы на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 01.01.2014 необходимо заполнять в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 2012 года № 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части трудовой пенсии и зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии.

В  реквизите 105 распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования или населенного пункта, входящей в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО). При этом указывается код территории на которой мобилизуются денежные средства от уплаты страховых взносов и иных платежей.

Дополнительные тарифы в зависимости от оценки условий труда

28.12.2013 принят Закон № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Основной целью Закона № 426-ФЗ  является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и механизма предоставления, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, а также формирование комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В целях реализации Закона № 426-ФЗ положениями Закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Закона "О специальной оценке условий труда"" вносятся изменения в статью 58.3 Закона № 212-ФЗ, с учётом которых устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 статьи 58.3 Закона 212-ФЗ дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ:

Опасный

4

8,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
Вредный

3.4

7,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.3

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.2

4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.1

2,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
Допустимый

2

0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов
Оптимальный

1

0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Для уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в 2014 году применяются коды бюджетной классификации (КБК), действовавшие в 2013 году для уплаты взносов, установленных частями 1, 2 статьи 58.3 212-ФЗ.

В соответствии с Законом от 21.12.2013 № 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" увеличиваются сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды.

Предусматривается, что в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых  ПФР - 1 500 рублей для плательщиков - юридических лиц, решение о взыскании задолженности за счёт денежных средств со счетов плательщика может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Органам контроля за уплатой страховых взносов предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов. Постановление о взыскании таких сумм задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Также установлена законодательством минимальная сумма взыскания по нескольким неисполненным требованиям на взыскание задолженности для физических лиц - 500 рублей.

 

Изменение страховых взносов с 1 января 2014 года

1 января 2014 года вступил в силу Закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", которым внесены изменения в части сохранения на период до 2016 года тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2013 года в отношении большинства плательщиков в размере 30,0% в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10,0% в бюджет Пенсионный фонд РФ сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, а также в части продления периода применения льготного тарифа страховых взносов до 2018 года для:

с постепенным ежегодным увеличением совокупного тарифа страховых взносов для данной категории плательщиков на 2%.

Для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, тариф страхового взноса установлен на общих основаниях – 22% + 10%.

Плательщикам страховых взносов следует учитывать, что за декабрь 2013 года суммы страховых взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, уплачиваются по прежним кодам бюджетной классификации (КБК), установленным в 2013 году.

Срок уплаты страховых взносов за декабрь 2013 года - до 15 января 2014 года.

В 2014 году КБК по всем видам платежей администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, остаются прежними, не изменяются.

Предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2014 году составит 624 000 рублей плюс 10% сверх этой суммы (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.").

 

Изменение страховых взносов с 1 января 2013 года в редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ

Изменения с 1 января 2013 года:

  1. В 2013 - 2015 гг. будут применяться те же тарифы страховых взносов, что и в 2012 году: в рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов общая ставка составляет 30 % (из них в ПФР - 22 %, в ФСС - 2,9 %, в ФФОМС - 5,1 %). Сверх предельной величины - 10 %, данный платеж перечисляется только в ПФР (основание - новая редакция ч. 1 ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции Закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ)).

  2. На выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (новая редакция п. 1 ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции Закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ)).

  3. Работодатели лиц, которым в соответствии с подпунктом 1 -18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет, обязаны будут перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы (новая статья 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции Закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ)).

  4. Изменен порядок исчисления страховых взносов, уплачиваемых за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР будет определяться исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (новая ч. 1.1 ст. 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции Закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ)).

  5. Предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, будут вправе не исчислять и не уплачивать взносы за некоторые периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность (новая ч. 6 ст. 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (в редакции Закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ)).

 

Краткий обзор изменений законодательства о страхвых взносах с 1 января 2012 года

Законом № 379-ФЗ для основной массы плательщиков с 1 января 2012 года снижен тариф страховых взносов с 34 до 30 %.

В таком размере взносы надо уплачивать, пока сумма выплат в пользу каждого работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2012 году - 512 000 рублей; в 2013 году - 568 000 рублей).

Этим же законом веден тариф для перечисления взносов на суммы превышения предельной величины базы - 10 %.

Для ряда льготных категорий плательщиков на период 2012 - 2013 гг. установлен тариф взносов в размере 20 %.

Кроме того, изменен порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. Указанные поправки внесены в Закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).

Изменены Закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и другие законодательные акты.

 

Сниженный общий тариф страховых взносов в 2012 - 2013 годах

Для основной массы плательщиков (за исключением льготных категорий) общий тариф страховых взносов снижается с 34 до 30 % (за счет уменьшения взноса в ПФР), из которых:

  • в ПФР уплачивается 22 %. Статьей 33.1 Закона N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 6 % - солидарная часть, 16 % - индивидуальная часть); в отношении работников 1967 года рождения и младше - 16 % на финансирование страховой части (из них 6 % - солидарная часть, 10 % - индивидуальная часть), 6 % - накопительной части (индивидуальная часть тарифа);

  • в ФСС РФ - 2,9 %;

  • в ФФОМС - 5,1 %.

Согласно ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ данный тариф применяется в течение 2012 - 2013 гг. В 2012 г. взносы в указанном размере перечисляются за каждого работника на суммы выплат, не превышающие в 2012 году - 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974), в 2013 году - 568 000 рублей (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276), которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

Однако в течение 2012 - 2013 гг. также облагается сумма превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов. Согласно п. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ и ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ 10 % на суммы превышения базы перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (солидарная часть тарифа). То есть в 2012 г. на суммы свыше 512 000 руб. (в 2013 году - 568 000 рублей) следует исчислять взносы по тарифу 10 % (ч. 4 ст. 8 и ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ). Ранее регрессивной шкалы предусмотрено не было, а с выплат в пользу работника, которые превышали установленную предельную величину базы (рассчитанную нарастающим итогом с начала года), страховые взносы не взимались (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.). Таким образом, на работодателей, чьи работники получают большие оклады, нагрузка увеличится.

Следует отметить, что для льготных категорий плательщиков страховых взносов обложение сумм выплат, превышающих предельную величину базы, не предусмотрено (ст. ст. 58, 58.1 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, уменьшение общего тарифа страховых взносов не касается плательщиков, не производящих выплаты в пользу физлиц. Размер взносов за себя они определяют из стоимости страхового года (ч. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ) с применением тарифов, указанных в ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ и составляющих в совокупности 34 %, из которых:

  • в ПФР уплачивается 26 %. В соответствии с п 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ взносы распределяются в следующем порядке: в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 10 % - солидарная часть, 16 % - индивидуальная часть); в отношении лиц 1967 года рождения и младше - 20 % на финансирование страховой части (из них 10 % - солидарная часть, 10 % - индивидуальная часть), 6 % - накопительная часть (индивидуальная часть тарифа);

  • в ФФОМС - 5,1 %;

  • в ФСС РФ - 2,9 % (при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию, ч. 5 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

Сводная таблица всех тарифов страховых взносов по категориям плательщиков

 

Снижен тариф страховых взносов для некоторых льготных категорий плательщиков

  1. Cкорректирован перечень, организаций и ИП, применяющих УСН, которые вправе применять пониженный тариф взносов в размере 20 %, уплачиваемых в ПФР (п. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Пунктом 12 ст. 33 Закона N 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении лиц 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 4 процента - солидарная часть, 16 % - индивидуальная часть); в отношении лиц 1967 года рождения и младше - 14 % на финансирование страховой части (из них 4 процента - солидарная часть, 10 % - индивидуальная часть), 6 % - накопительной части. Эта льгота будет действовать в течение 2012 и 2013 гг. (в 2011 г. данная категория плательщиков уплачивала страховые взносы по ставке 26 % (ч. 3.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ)).

    С 1 января 2012 гда расширился перечень лиц, котомые применяют пониженный тариф взносов. Теперь его могут применять и плательщики УСН, основным видом деятельности которых является (п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ):

    • транспорт и связь (подп. "щ" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Ранее в указанной норме числилась только вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;

    • розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями (подп. "я.8" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

    • производство гнутых стальных профилей (подп. "я.9" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

    • производство стальной проволоки (подп. "я.10" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

  2. По льготной ставке 20 % (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) в 2012 - 2013 гг. будут уплачивать взносы в ПФР следующие категории плательщиков:

    • переведенные на уплату ЕНВД аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ);

    • некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений), применяющие УСН и осуществляющие деятельность в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта (п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Использовать пониженный тариф такие организации смогут при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода на льготную уплату взносов, не менее 70 % суммы всех доходов организации составляют в совокупности целевые поступления, гранты и доходы от осуществления деятельности социальной направленности (ч. 5.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Доходы определяются по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (ч. 5.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). В ч. 5.3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что при невыполнении необходимых требований некоммерческая организация лишается права на применение льготных тарифов с начала периода, в котором допущено несоответствие;

    • благотворительные организации, применяющие УСН (п. 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

  3. Льготные условия уплаты страховых взносов установлены для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, за исключением тех, которые заключили с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности (п. 13 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Как и большинство плательщиков взносов, в 2012 - 2013 гг. они применяют тариф в общем размере 30 % (ч. 3.5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). При этом с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления взносов (в 2012 г. - 512 000 руб.; в 2013 году - 568 000 рублей), взносы во внебюджетные фонды указанные организации не перечисляют. Однако для применения таких льготных условий данные плательщики должны соответствовать ряду требований, установленных в ч. 5.4, 5.5, 5.7 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. В противном случае применять пониженные тарифы они не смогут с начала периода, в котором допущено несоответствие (ч. 5.6 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

  4. Уточнены условия применения льготных тарифов взносов организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий (п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

    Напомним, что в 2012 г. они так же, как и в 2011 г., уплачивают страховые взносы в общем размере 14 % (ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Распределение пенсионных взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии установлено в п. 7 ст. 33 Закона N 167-ФЗ.

    Чтобы воспользоваться пониженным тарифом, указанным организациям необходимо соответствовать требованиям, установленным в ч. 2.1, 2.2 ст. 57, ч. 5 ст. 58 Закона N 212-ФЗ. Изменено одно из этих требований: средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода на пониженный тариф, с 2012 г. должна составлять не менее 30 человек, а не 50, как ранее (п. 3 ч. 2.1, п. 3 ч. 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, в п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ уточняется, что право на льготу имеют российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, в частности, разрабатывающие и реализующие именно разработанные ими программы для ЭВМ, баз данных.

  5. В 2012 году продолжат применять пониженные тарифы страховых взносов российские организации и предприниматели, которые осуществляют производство, выпуск в свет (в эфир), средств массовой информации (помимо имеющих рекламный и эротический характер), в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Однако в 2012 г. общий тариф взносов для них, как и было запланировано, повысится на один процент и составит 27, а не 26 % (ч. 3.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

  6. Критерии применения указанного льготного тарифа прописаны теперь в законе, а ранее их должно было определять Правительство РФ. Так, в ч. 1.1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что деятельность по производству СМИ признается основной, если доля доходов за отчетный (расче! тный) период по этому виду деятельности составляет наибольший удельный вес в общем объеме доходов за тот же период. При этом сумма доходов определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 или 346.15 НК РФ.

    Данные плательщики приобретают право на применение пониженных тарифов взносов с месяца включения их в реестр таких организаций, который ведет Роскомнадзор (ч. 1.2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

  7. Общие изменения, касающиеся применения пониженных тарифов страховых взносов льготными категориями плательщиков:

    • все эти плательщики в 2012 - 2013 гг., как и ранее, должны уплачивать страховые взносы, пока сумма выплат в пользу каждого работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов (ч. 4 ст. 8, ст. ст. 58, 58.1 Закона N 212-ФЗ). То есть и в 2012 г. на суммы выплат, превышающие 512 000 руб. (в 2013 году - 568 000 рублей), указанные плательщики взносы не начисляют;

    • при утере права на применение пониженного тарифа организации и ИП, указанные в п. п. 6 - 8, 10 - 12 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, должны пересчитать взносы по общеустановленному тарифу с начала периода, в котором допущено несоблюдение установленных условиий, однако с 2012 г. они не должны уплачива ть пени (ч. 1.3, 1.4, 5, 5.3, 5.6 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Условие же о взыскании пеней в случае пересчета взносов организациями - участниками проекта "Сколково" при утрате ими права на применение пониженных тарифов в ч. 2.2 ст. 58.1 Закона N 212-ФЗ осталось. Вероятно, что в указанную норму также будут внесены изменения;

    • переходный период, в который для отдельных плательщиков действуют пониженные тарифы страховых взносов, продлевается до 2027 г. (ст. 58 Закона N 212-ФЗ).

     

Самозанятые плательщики не должны подавать расчет по взносам

Плательщики страховых взносов, не производящие выплаты физлицам, с 2012 года не должны подавать в ПФР расчет по начисленным и уплаченным взносам. Обязанность отчитываться по форме РСВ-2 до 1 марта года, следующего за истекшим, осталась только у глав крестьянских (фермерских) хозяйств. Такие изменения внесены в ч. 5 ст. 16 Закона N 212-ФЗ.

Из Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" исключены положения, обязывающие физлиц, которые самостоятельно уплачивают взносы исходя из стоимости страхового года, подавать в ПФР сведения о себе (изменения в ст. ст. 8, 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

В связи с этим уточнен срок уплаты страховых взносов в случае прекращения деятельности в качестве ИП, приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса и иных частнопрактикующих лиц. Теперь такие плательщики должны перечислять взносы не позднее 15 календарных дней с даты госрегистрации прекращения (приостановления) деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

До 1 января 2012 года указанные лица были обязаны уплатить взносы не позднее 15 календарных дней со дня подачи расчета по начисленным и уплаченным взносам (ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ, в редакции действовавшей до 1 января 2012 г.).

Теперь органы контроля за уплатой страховых взносов вправе определять суммы страховых взносов, которые должны перечислить самозанятые плательщики, расчетным путем исходя из стоимости страхового года (п. 13 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

 

Ответственность за несоблюдение срока представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам

В новой редакции изложена ст. 46 Закона N 212-ФЗ, которая предусматривает ответственность плательщиков за несвоевременное представление расчета по взносам.

  1. C 1 января 2012 года штраф за непредставление расчета в срок рассчитывается от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

  2. Справка: ранее такой штраф определялся от суммы, подлежащей уплате (доплате) на основании расчета, и на практике возникали споры о периоде, за который исчисляется санкция. Арбитражные суды приходили к выводу, что штраф рассчитывается с суммы страховых взносов, подлежащей уплате за последние три месяца отчетного периода. Теперь это прямо указано в норме.

  3. Размер штрафа больше не зависит от периода просрочки представления расчета и составляет 5 % за каждый полный (неполный) месяц со дня, установленного для подачи расчета, но не более 30 % (п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).

    Справка: ранее за непредставление расчета в течение более 180 дней санкция была выше (п. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.).

  4. Минимальная сумма штрафа теперь не зависит от периода просрочки. С 1 января 2012 года он равен 1000 рублей (ранее - 100 руб. за просрочку менее 180 дней и 1000 руб. за просрочку более 180 дней). Это изменение внесено также в п. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ.

  5. Изменение в ст. 46 Закона N 212-ФЗ касается несоблюдения порядка подачи расчета в электронном виде. В ч. 2 указанной статьи для этого случая предусмотрен штраф в размере 200 руб. До 1 января 2012 г. подобной санкции законодательство о страховых взносах не содержало. Напомним, что страхователи обязаны представлять отчетность в электронном виде по установленным форматам, например, если среднесписочная численность их работников за предшествующий расчетный период превышает 50 человек (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

 

Другие изменения в нормах об ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах

Плательщики страховых взносов обязаны представлять в ходе проверки документы, которые подтверждают правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов (подп. 4 п. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ), т.е. контролеры имеют право истребовать необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Срок представления компанией истребованных документов составляет 10 дней (ч. 5 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).

С 1 января 2012 года штраф за непредставление плательщиком документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, увеличен с 50 до 200 рублей (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Штраф взимается за каждый непредставленный документ.

Вводится ответственность за нарушение срока представления плательщиком сведений об открытии и о закрытии счета в банке. В данном случае взыскивается штраф в размере 5000 рублей (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ).

Справка: до 1 января 2012 года обязанность по подаче указанных сведений была как у плательщиков взносов (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона N 212-ФЗ), так и у банков (ч. 1 ст. 24 Закона N 212-ФЗ). Однако ответственность за несообщение указанных сведений была установлена только для банков - в виде штрафа, составляющего 40 000 рублей (ст. 49 Закона N 212-ФЗ).

Продолжение (часть 2):

  1. Изменен порядок передачи плательщику решений органов контроля за уплатой страховых взносов

  2. Уточнен перечень плательщиков страховых взносов

  3. На выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы

  4. Выплаты руководителю - единственному учредителю облагаются страховыми взносами

  5. Выводы по Закону от 03.12.2011 № 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды"

 

При подготовке были использованы материалы рассылки СПС "Консультант Плюс"

Статья написана и размещена 19 декабря 2011 года. Дополнена - 13.12.2012, 13.07.2013, 13.12.2013.

Информация помогла?

Понравилась статья?



Нравится

 

Полезные ссылки по теме "Страховые взносы
в 2016 году"

  1. Изменение в налоговом законодательстве с 01.01.2016

  2. Оптимизация зарплатных налогов

  3. Производственный календарь на 2016 год

  4. Правовой календарь на 2016 год

  5. Налоговый календарь на 2015-2016 год

  6. Расчет пособий ФСС в 2014-2016 году

  7. Новые коды КБК для уплаты налоговых, таможенных платежей, платежей в ПФ

  8. Налоговая отчетность для общего режима налогообложения

  9. Налоговая отчетность для упрощенной системы налогообложения

  10. Налоговая отчетность для системы налогообложения в виде ЕНВД

  11. Порядок ведения кассовых операций: применение ККМ (в том числе - при УСН, ЕНВД) когда можно работать без ККМ

  12. Как уменьшить налоговые риски бизнеса?

  13. 109 признаков недобросовестности налогоплательщиков

  14. Что такое фирма - однодневка?

  15. Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

  16. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

  17. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

  18. Что должна содержать жалоба в налоговую инспекцию (разъяснение ФНС РФ).

  19. Подробная инструкция о том, что делать, когда к вам пришла налоговая проверка?

  20. Детские пособия в связи с материнством и рождением ребенка (детей)

  21. Материнский капитал