|
ЕГЭ - единый государственный экзамен
Что такое ЕГЭ?Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это единственная с 2009 года форма сдачи выпускных экзаменов в 11-м классе средней школы (включая лицеи). Согласно Приказу Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" и Приказу Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (в редакции Приказа Минобрнауки России от 05.08.2014 № 923) выпускники 11 классов и лица, завершившие обучение по основным профессиональным образовательным программ, проходят аттестацию по образовательным программам среднего общего образования проводится в формах:
Сдачей итоговых экзаменов учащийся подтверждает, что им освоена программа среднего общего образования. Как видно из названия, ЕГЭ организуется, проводится и проверяется государством в лице Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). ЕГЭ служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в высшие и средние учебные заведения. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. КИМ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). КИМ включают в себя задания 3-х типов: А — с выбором правильного ответа из четырех предложенных (заданий этого типа нет в ЕГЭ по математике, литературе и иностранным языкам); В — с кратким свободным ответом (запись словосочетания или числа); С — с развернутым свободным ответом (словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции).
Особенности Единого государственного экзамена
ЕГЭ сдают выпускники школ текущего года, а также все выпускники прошлых лет, не получившие удовлетворительной отметки или желающие улучшить свои результаты (для поступления в вуз). Также сдавать экзамены могут иностранные граждане, планирующие поступление в российские вузы. Единый государственный экзамен сдается по двум обязательным предметам (математка и русский язык и математика) и по 9 дополнительным (литературу, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика), которые нужны для поступления в вузы по соответствующим специальностям. Как бы ни был универсален ЕГЭ, но охватить все возможные знания и способности, которыми должен обладать студент некоторых направлений, он не может. Поэтому кроме ЕГЭ придется сдавать дополнительные вступительные испытания абитуриентам, поступающим на творческие специальности и и в некоторые привилегированные вузы. Изменения в порядок проведения ЕГЭ 2015Приказом Минобрнауки России от 05.08.2014 № 923 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400" в порядок проведения ЕГЭ внесены следующие изменения:
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся 11-х классов в декабре последнего года обучения по темам, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. Результатом итогового сочинения (изложения) является "зачет" или "незачет". В случае неудовлетворительного результата допускается повторное написание сочинения в дополнительные сроки. Письмом Рособрнадзора от 29.08.2014 № 10-651"О внесении изменений в структуру контрольных измерительных материалов и бланк ответов № 1" внесены следующие изменения в структуру контрольных измерительных материалов:
Темы и критерии оценивания итогового сочиненияОпределены пять основных направлений тем итогового сочинения в 2015-2016 учебном году:
За 15 минут до начала проведения сочинения (изложения) темы сочинений сообщаются участникам в пункте сдачи итогового сочинения (изложения) и размещаются на ege.edu.ru и fipi.ru Письмом Рособрнадзора от 01.10.2014 № 02-651 "О направлении Рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)" утверждены следующие критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования: Общие положенияСочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям № 1 и № 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" хотя бы по одному из других критериев (№ 3 - № 5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится "незачет". Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится "незачет". Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем. Критерий № 1 "Соответствие теме"Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). "Незачет" ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется "зачет"). Критерий № 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала"Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. "Незачет" ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет"). Критерий № 3 "Композиция и логика рассуждения"Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. "Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется "зачет"). Критерий № 4 "Качество письменной речи"Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. "Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется "зачет"). Критерий № 5 "Грамотность"Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. "Незачет" ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Что запрещено на ЕГЭ?Выпускникам (поступающим) во время проведения ЕГЭ запрещается:
При нарушении этих требований и отказе их выполнять организаторы обязаны удалить выпускников (поступающих) с экзамена.
Чем можно пользоваться на ЕГЭ?Математика – линейка и справочные материалы, выдающиеся вместе с текстом экзаменационной работы. Физика – линейка и непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение всех арифметических действий, вычисление квадратного корня и тригонометрических функций (sin, cos, tg). Химия – непрограммируемый калькулятор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов. География – линейка и транспортир, непрограммируемый калькулятор. По остальным предметам ЕГЭ дополнительными материалами пользоваться не разрешается. Также стоит обратить внимание, что мобильными телефонами не только нельзя пользоваться, но и приносить их с собой на экзамен.
Информация размещена 12.09.2014. Дополнена - 11.10.2014, 13.10.2015
Полезные ссылки по теме "ЕГЭ - единый государственный экзамен"Tags: ЕГЭ, 2016, единый государственный экзамен, изменения 2015, критении, оценки, оценивания, сочинения
|