ЕГЭ 2016 - единый государственный экзамен



Бесплатная юридическая консультация онлайн


 

 

ЕГЭ - единый государственный экзамен

 

  1. Что такое ЕГЭ?

  2. Особенности единого государственного экзамена

  3. Расписание ЕГЭ в 2016 году

  4. ЕГЭ 2016 - демонстрационные материалы КИМ

  5. Открытый банк заданий ФИПИ по ЕГЭ Открытый банк заданий ЕГЭ

  6. Изменения в порядок проведения ЕГЭ 2015

  7. Темы и критерии оценивания итогового сочинения

  8. Изменения в КИМ ЕГЭ 2016

  9. Что запрещено на ЕГЭ

  10. Чем можно пользоваться на экзамене

  11. Как перевести первичный балл в тестовый (итоговый)?

  12. Шкала перевода баллов ГИА 2013 в 5-бальные оценки

 

Что такое ЕГЭ?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это единственная с 2009 года форма сдачи выпускных экзаменов в 11-м классе средней школы (включая лицеи).

Согласно Приказу Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" и Приказу Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" (в редакции Приказа Минобрнауки России от 05.08.2014 № 923) выпускники 11 классов и лица, завершившие обучение по основным профессиональным образовательным программ, проходят аттестацию по образовательным программам среднего общего образования проводится в формах:

  • единый государственный экзамен (ЕГЭ) с использованием комплексов заданий стандартизированной формы (КИМ);

  • государственный выпускной экзамен (ГВЭ) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (для отдельных групп обучающихся);

  • в форме, устанавливаемой региональными властями, - для обучающихся, изучавших родной язык и национальную литературу и выбравших экзамен по этим предметам для прохождения аттестации.

Сдачей итоговых экзаменов учащийся подтверждает, что им освоена программа среднего общего образования.

Как видно из названия, ЕГЭ организуется, проводится и проверяется государством в лице Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

ЕГЭ служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в высшие и средние учебные заведения. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам.

Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. КИМ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ).

КИМ включают в себя задания 3-х типов:

А — с выбором правильного ответа из четырех предложенных (заданий этого типа нет в ЕГЭ по математике, литературе и иностранным языкам);

В — с кратким свободным ответом (запись словосочетания или числа);

С — с развернутым свободным ответом (словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции).

 

Особенности Единого государственного экзамена

  1. По каждому предмету Единый государственный экзамен проводится в один день во всех регионах страны согласно расписанию ЕГЭ

  2. По всем предметам экзамен проводится в стандартной форме тестирования

  3. Выполнение заданий ЕГЭ происходит на стандартных бланках

  4. Все варианты контрольно-измерительных вариантов (т.е. - тестов) имеют одинаковую сложность и одинаковые критерии оценки результатов.

  5. Результаты Единого государственного экзамена влияют на получение школьного аттестата и учитываются при зачислении в вузы и ссузы.

ЕГЭ сдают выпускники школ текущего года, а также все выпускники прошлых лет, не получившие удовлетворительной отметки или желающие улучшить свои результаты (для поступления в вуз). Также сдавать экзамены могут иностранные граждане, планирующие поступление в российские вузы.

Единый государственный экзамен сдается по двум обязательным предметам (математка и русский язык и математика) и по 9 дополнительным (литературу, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранный язык, информатика), которые нужны для поступления в вузы по соответствующим специальностям.

Как бы ни был универсален ЕГЭ, но охватить все возможные знания и способности, которыми должен обладать студент некоторых направлений, он не может. Поэтому кроме ЕГЭ придется сдавать дополнительные вступительные испытания абитуриентам, поступающим на творческие специальности и и в некоторые привилегированные вузы.

Изменения в порядок проведения ЕГЭ 2015

Приказом Минобрнауки России от 05.08.2014 № 923 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400" в порядок проведения ЕГЭ внесены следующие изменения:

  • определены новые формы проведения ЕГЭ для выпускников 11 классов в соответствии с новым Законом "Об образовании в РФ";

  • ЕГЭ проводится по единому расписанию. При этом экзамены по обязательным предметам начинаются не ранее 25 мая, а по остальным - не ранее 20 апреля текущего года. Для выпускников прошлых лет ЕГЭ может проводится досрочно. Между обязательными экзаменами и другими должно пройти не менее 2-х дней;

  • во время ЕГЭ в аудиториях находятся не более 25 человек. Помещения, не использующиеся для экзамена, запираются и опечатываются. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения. Запись экзамена хранится не менее 3-х месяцев;

  • на рабочем столе кроме экзаменационных материалов, например, находятся ручка, паспорт, лекарства и питание (при необходимости), форма для направления в ГЭК замечаний о нарушениях процедуры проведения ГИА;

  • для допуска к государственной итоговой аттестации одиннадцатиклассники должны будут успешно написать итоговое сочинение.

  • Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся 11-х классов в декабре последнего года обучения по темам, сформированным по часовым поясам Рособрнадзором. Изложение вправе писать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды.

    Результатом итогового сочинения (изложения) является "зачет" или "незачет". В случае неудовлетворительного результата допускается повторное написание сочинения в дополнительные сроки.

  • до 1 марта обучающиеся должны подать в образовательную организацию заявление, в котором указываются учебные предметы, которые обучающийся планирует сдавать на итоговой аттестации. Потом предметы можно поменять только по уважительной причине;

  • уточнено, что заявление на участие в ЕГЭ подается в места регистрации на сдачу ЕГЭ не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующего экзамена. Ранее такие заявления должны были подаваться не позднее 1 марта.;

  • уточнены сроки информирования граждан о порядке проведения государственной итоговой аттестации:

    • о сроках проведения ГИА сообщается не позднее чем за два месяца до проведения экзаменов (ранее - до 1 апреля);

    • о сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА и о порядке подачи и рассмотрения апелляций сообщается не позднее чем за месяц до начала экзаменов (ранее - до 20 апреля).

  • определено, что участники ЕГЭ, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты по любому из учебных предметов, имеют право пересдать данный предмет на любом этапе проведения экзаменов не более одного раза.

Письмом Рособрнадзора от 29.08.2014 № 10-651"О внесении изменений в структуру контрольных измерительных материалов и бланк ответов № 1" внесены следующие изменения в структуру контрольных измерительных материалов:

  • в КИМ 2015 года нумерация заданий изменена на сквозную числовую нумерацию, и сокращено количество заданий с выбором ответа из предложенных материалов.

  • в бланк ответов № 1 (демонстрационная версия представлена в приложении к письму), при этом бланк регистрации, бланк ответов № 2 и дополнительный бланк ответов № 2 остались прежними.

Темы и критерии оценивания итогового сочинения

Определены пять основных направлений тем итогового сочинения в 2015-2016 учебном году:

  • "Время" - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха.

  • "Дом" - направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

  • "Любовь" - направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о ее светлых и трагических сторонах.

  • "Путь" - направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

  • "Год литературы" - направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

За 15 минут до начала проведения сочинения (изложения) темы сочинений сообщаются участникам в пункте сдачи итогового сочинения (изложения) и размещаются на ege.edu.ru и fipi.ru

Письмом Рособрнадзора от 01.10.2014 № 02-651 "О направлении Рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)" утверждены следующие критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования:

Общие положения

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения "зачета" за итоговое сочинение необходимо получить "зачет" по критериям № 1 и № 2 (выставление "незачета" по одному из этих критериев автоматически ведет к "незачету" за работу в целом), а также дополнительно "зачет" хотя бы по одному из других критериев (№ 3 - № 5).

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов - 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится "незачет". Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится "незачет".

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.

Критерий № 1 "Соответствие теме"

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

"Незачет" ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется "зачет").

Критерий № 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала"

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

"Незачет" ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").

Критерий № 3 "Композиция и логика рассуждения"

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

"Незачет" ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется "зачет").

Критерий № 4 "Качество письменной речи"

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

"Незачет" ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется "зачет").

Критерий № 5 "Грамотность"

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

"Незачет" ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Что запрещено на ЕГЭ?

Выпускникам (поступающим) во время проведения ЕГЭ запрещается:

  • разговаривать друг с другом

  • вставать с мест;

  • пересаживаться;

  • обмениваться любыми материалами и предметами;

  • использовать мобильные телефоны или иные средства связи, портативные персональные компьютеры (ноутбуки, КПК и другие). С 2011 года запрещено приносить на экзамен мобильные телефоны.

  • использовать справочные материалы кроме разрешенных;

  • ходить по пункту проведения экзамена (ППЭ) во время ЕГЭ без сопровождения.

При нарушении этих требований и отказе их выполнять организаторы обязаны удалить выпускников (поступающих) с экзамена.

 

Чем можно пользоваться на ЕГЭ?

Математика – линейка и справочные материалы, выдающиеся вместе с текстом экзаменационной работы.

Физика – линейка и непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение всех арифметических действий, вычисление квадратного корня и тригонометрических функций (sin, cos, tg).

Химия – непрограммируемый калькулятор, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов.

География – линейка и транспортир, непрограммируемый калькулятор.

По остальным предметам ЕГЭ дополнительными материалами пользоваться не разрешается.

Также стоит обратить внимание, что мобильными телефонами не только нельзя пользоваться, но и приносить их с собой на экзамен.

 

Информация размещена 12.09.2014. Дополнена - 11.10.2014, 13.10.2015

Информация помогла?

Понравилась статья?

 

Нравится

 

Полезные ссылки по теме "ЕГЭ - единый государственный экзамен"

  1. Что такое государственная (итоговая) аттестация

  2. Расписание ЕГЭ 2016

  3. Перевод баллов ЕГЭ

  4. Где бесплатно узнать результаты ЕГЭ

  5. Где узнать результаты ЕГЭ онлайн

  6. Демонстрационные материалы ЕГЭ 2016

  7. Права ребенка