|
Гражданский брак, сожительство и фактические брачные отношения
Наверное, каждый сталкивался со словосочетаниями "гражданский брак", "фактические брачные отношения" и "сожительство". Употребляя эти термины, люди, как правило, подразумевают под ними ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе, не спешит узаконить свои отношения. В последнее время наблюдается рост числа ситуаций, когда люди живут вместе, ведут общее хозяйство, рожают и воспитывают детей, но по каким-либо причинам официально не регистрируют свои отношения.
Гражданский бракДля понимания смысла, который вложен в термин "гражданский брак", надо учитывать, что:
Таким образом, гражданский брак – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В разговорной речи этим термином именуют сожительство и ведение совместного хозяйства без регистрации брака. Незарегистрированный брак правильно называть фактическим браком.
Фактические брачные отношенияТермин "фактические брачные отношения" был введен в употребление в России в 1926 году с принятием Кодекса законов о браке, семье и опеке, согласно пунктам 11, 12 которого считалось, что лица состоят в фактических брачных отношениях, если эти лица взаимно признают друг друга супругами, или же если брачные отношения между ними установлены судом по признакам фактической обстановки жизни. Доказательствами брачного сожительства в случае, если брак не был зарегистрирован, для суда являются: факт совместного сожительства, наличие при этом сожительстве общего хозяйства и выявление супружеских отношений перед третьими лицами в личной переписке и других документах, а также, в зависимости от обстоятельств, взаимная материальная поддержка, совместное воспитание детей и пр. Т.о. до 1944 года совместное хозяйство и общая постель считались достаточным условием для признания фактического брака "настоящим" – со всеми вытекающими правами и обязанностями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года фактические брачные отношения были лишены юридической силы. Лицам, в них состоявшим, предоставлялась возможность зарегистрировать брак, указав при этом срок фактической совместной жизни. Если же такая регистрация оказывалась невозможной, так как один из фактических супругов умер или пропал без вести на фронте во время Великой Отечественной войны, то Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 года другому фактическому супругу было предоставлено право обратиться в суд с заявлением о признании его (её) супругом умершего или пропавшего без вести на основании ранее действовавшего законодательства. Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях мог быть устанавлен судом в порядке статьи 247 ГПК РСФСР только при наличии следующей совокупности обстоятельств:
СожительствоСожительство — cовместная жизнь нескольких человек в одном жилом помещении. Зачастую ситуацию, в которой влюбленная пара, длительное время проживающая вместе и никак не оформляет такие отношения, окружающие называют сожительством, что обижает влюбленных, поэтому они называют свои семейно-супружеские отношения гражданским браком, пытаясь таким образом отличить свои отношения от законного брака, зарегистрированного в ЗАГСе. Сожительство существовало всегда, но в современном мире оно приобретает все большую популярность. Интересы партнеров при сожительстве никак не защищены законодательно, но не смотря на это многие пары не спешат оформлять свое супружество официально мотивируя это в том числе и тем, что молодым людям необходимо некоторое время пожить вместе и присмотреться друг к другу, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем в семейной жизни. Ни государство, ни церковь сожительство не поддерживают. Церковь прямо осуждает такие отношения, называя их блудом, а неодобрение со стороны государства выражается в отсутствие законодательной базы, регулирующей сожительство.
Гостевой и виртуальный бракГостевой брак – это официально оформленный брак, в котором каждый супруг живет отдельно (в разных городах, странах, квартирах) свободной жизнью и не ведет общего хозяйства с другим супругом, но при этом периодически ходит (приезжает) к другому в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска. Виртуальный брак – новейшая форма постоянных отношений, осуществляемых через интернет между пользователями с их регистрацией на специализированных сайтах. Виртуальный брак юридически не является браком и не признаётся государством, но при этом имитирует институты бракосочетания, регистрации, семейной жизни, принятые в обществе.
Юридические последствия незарегистрированного бракаВ отличие от зарегистрированного брака у лиц, проживающих вместе и не оформивших свои отношения:
В случае спора о разделе имущества лиц, состоящих в семейных отношениях без государственной регистрации заключения брака, такой спор разрешается не по правилам статьи 38 Семейного кодекса РФ, а в соответствии со статьей 252 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей порядок раздела имущества, находящегося в долевой собственности, т.к. (согласно п. 3 статьи 244 ГК) общая собственность на имущество является совместной только тогда, когда образование совместной собственности предусмотрено законом. При этом судом:
"О церковном браке" (проект Московского Патриархата)10.08.2015 на сайте Московского Патриархата появился следующий проект документа "О церковном браке", который содержит в себе перечень указаний к заключению и прекращению церковного брака и предназначен для обсуждения:
Брак есть установленный Богом еще в раю союз мужчины и женщины (Быт. 2, 18-24; Мф. 19, 6). Церковный брак совершается и освящается таинством Брака. По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. <…> Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 22-33). Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве. Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется в том числе в деторождении и совместном несении трудов по воспитанию детей. I. Подготовка к венчанию и его совершениеЗаключение брака предполагает открытое волеизъявление мужчины и женщины, в результате которого возникают права и обязанности по отношению друг к другу, а также к детям. «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» - гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не имеет гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гонений христиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческой обрядности. Однако и в этот исторический период они вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. «Они (то есть христиане) заключают брак, как и все», – говорит христианский писатель II века (Послание к Диогнету, V). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела, совершались с благословения епископа: «Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к траллийцам, II). В современной практике совершение венчания до государственной регистрации брака возможно в качестве исключения по благословению епархиального архиерея – к примеру, в случаях предстоящего участия в военных действиях, тяжкого заболевания или длительного расставания будущих супругов. В ситуациях, требующих безотлагательного решения о венчании до государственной регистрации, священник может самостоятельно принять таковое решение, с последующим докладом о том епархиальному архиерею. Сожительство, не освященное Церковью и при этом также не получившее регистрацию в установленном государственным законом порядке, не признается Церковью в качестве брака1. Не признается возможным венчание браков, зарегистрированных в соответствии с государственным законодательством, но не соответствующих каноническим нормам (например, при превышении допустимого церковными правилами количества браков одним из желающих венчаться или при состоянии таковых в недопустимых степенях родства). Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству. В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении»2. Следует стремиться к тому, чтобы венчание православных христиан совершалось в том приходе, к которому они принадлежат. Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в этих таинствах не могут быть допущены люди, желающие принять их по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение венчания до времени осознания человеком подлинного смысла таинства Брака3. Церковь также не разрешает венчать следующих лиц:
Недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон. В тех случаях, когда священник затрудняется определить наличие или отсутствия препятствий к совершению таинства Брака, священник должен либо самостоятельно обратиться к епархиальному архиерею, либо предложить желающим венчаться обратиться к епархиальной власти за разрешением возникшего недоумения и дозволением на совершение венчания. Освящение брака, совершенное — по ошибке или злоумышленно — при наличии установленных церковным законодательством препятствий признается недействительным. Исключение составляют венчания, совершенные при наличии таких препятствий, которые могут быть проигнорированы по благословению архиерея (см. пункт б перечня выше), или при несоответствии одного из венчанных возрастному цензу, если ко времени обнаружения нарушения законный возраст был уже достигнут или если в таком браке уже родился ребенок. При этом в случае признания брака недействительным по причине нарушения возрастного ценза венчание может быть совершено по достижении сторонами законного возраста. Брак может быть признан недействительным по заявлению одного из супругов в случае неспособности другого супруга к брачному сожительству по естественным причинам, если таковая неспособность началась до совершения брака и не обусловливается преклонным возрастом. В соответствии с определением Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг. обращение по этому поводу к епархиальной власти может быть принято к рассмотрению не ранее, чем через два года со времени совершения брака, причем «указанный срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна и обусловлена отсутствием или ненормальным анатомическим строением органов»10. В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освящено церковным таинством Брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года о недопустимости практики лишения Причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом. Следует иметь особое пастырское попечение о таких людях, разъясняя им необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве Брака, а также то, что для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема. II. Брак с инославными и иновернымиРазличие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками. Это связано с попечением Церкви о христианском возрастании тех, кто вступает в брак: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения»12. В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор 7, 12-14). Вопрос о возможности благословения браков православных христиан с инославными должен решаться в соответствии с ныне действующими определениями высшей церковной власти. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви указано: «Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей»13. III. Прекращение бракаСупружеский союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9). Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние. Кроме того, Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак. В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» и Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании брака распавшимся следующие поводы:
При наличии одного из перечисленных оснований у одного из супругов, второй может обратиться к епархиальной власти с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении брака. При этом наличие решения светских органов власти о рассторжении брака не отменяет для церковной власти необходимости самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания, по церковным канонам и по долгу пастырского попечения. Перед обращением к епархиальному архиерею намеревающимся развестись следует встретиться со своим приходским священником, который призван изучить ситуацию и, по возможности, увещевать супругов примириться. В случае безуспешности такового увещевания или невозможности его осуществления священник выдает им соответствующее заключение для представления его в епархиальное управление, либо направляет таковое заключение в епархиальное управление самостоятельно. По исследовании вопроса епархиальный архиерей14 выдаёт свидетельство о признании данного церковного брака распавшимся и о возможности для невиновной стороны венчаться вторым или третьим браком. Виновной стороне такая возможность может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии, о чем виновному супругу также может быть выдано свидетельство в случае его обращения. Фактическое рассмотрение дел и выдача упомянутых свидетельств может осуществлять по благословению епархиального архиерея комиссия, состоящая из пресвитеров и, по возможности, возглавляемая викарным архиереем, если таковой имеется в епархии. Дела рассматриваются комиссией коллегиально, а при необходимости – с выслушиванием сторон. Решение о бракорасторжении принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях бракорасторжение может совершаться в той или в другой епархии. ПРИЛОЖЕНИЕ
|
Информация помогла? |
Понравилась статья? |
Нравится |
ВНИМАНИЕ!
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.