|
Маневры на дороге: нарушение знаков и пересечение сплошной линии разметки - за что с 20 ноября 2010 года штраф, за что - лишат прав по статьям 12.14 - 12.16 КоАП
В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП) расширена статья 12.16. В первой ее части усилена ответственность за нарушение знака или разметки. В ней предусматривается предупреждение или штраф в размере 300 рублей. До этого в КоАП правый и левый повороты, выполненные с нарушениями, наказывались по части 1 статьи 12.14. КоАП. За это выносилось предупреждение или выписывался штраф 100 рублей. Это положение остается в силе. Но есть ситуации, когда нарушитель попадет под более высокий штраф или наоборот отделается меньшими деньгами. Ситуация 1. В случае когда на дороге есть дорожные знаки, определяющие движение по полосам, или есть соответствующая разметка, водитель должен руководствоваться общими положениями Правил дорожного движения. Если на проезжей части нанесена разметка, регулирующая направления движения, либо установлены дорожные знаки по полосам, то невыполнение этих требований будет квалифицироваться по части 1 статьи 12.16 КоАП. Эта статья является специальной нормой по отношению к статье 12.14. Ситуация 2. Все сказанное по ситуации 1 применимо и к ситуации 2. Те же нарушения, те же наказания. Ситуация 3. В данном случае, где нет разметки и знаков, нарушение будет квалифицироваться по-другому. Водитель при повороте или развороте обязан занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Это определено в пункте 5 раздела 8 Правил дорожного движения. Такое нарушение будет наказываться в соответствии с частью 1 статьи 12.141 КоАП. Ситуация 4. В правилах не запрещается пересекать такую разметку. Тем не менее водитель нарушил требования Правил занять крайнее положение перед поворотом. За это ему грозит предупреждение или штраф 100 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.141 КоАП. Ситуации 5 и 6. Изображен выезд транспортных средств на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта в нарушение знаков и разметки. В настоящий момент отдельной статьи, предусматривающей ответственность за подобные действия, не существует. Норма, запрещающая такое движение, находится в разделе "Приоритет маршрутных транспортных средств" Правил. В нем говорится, что на полосах, предназначенных для движения маршрутных транспортных средств, обозначенных соответствующими знаками, запрещается движение, остановка и стоянка транспортных средств. Поэтому данное нарушение квалифицируется по части первой статьи 12.16 КоАП: нарушение требований дорожных знаков или разметки. Ответственность за это - предупреждение или штраф 300 рублей. Однако сейчас, в соответствии с последними поручениями президента, КоАП дорабатывается. Уже внесены поправки, касающиеся нарушений правил остановки и стоянки. Также скорее всего появится норма, устанавливающая ответственность за движение по полосам, предназначенным для общественного транспорта. Такие предложения уже есть.
В Кодексе об административных правонарушениях РФ разделили самые спорные статьи. До сих пор движение по встречной полосе и левый поворот с разворотом находились в одной статье, хоть и в разных частях. Это вызывало путаницу не только у инспекторов, но и у судей. Один и тот же маневр на одной и той же улице квалифицировался по-разному и инспекторами ДПС и судьями. В соответствии с новой редакцией КоАП такой путаницы больше не должно возникать. Повороты и развороты - отдельно (статья 12.16), движение по встречной полосе - отдельно (статья 12.15). В пункте 9.2. Правил дорожного движения записано, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах поворот налево и разворот могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой. В соответствии с этой нормой также изменена и ответственность. В новой редакции части 2 статьи 12.16 КоАП сказано, что поворот налево или разворот в нарушение требований знаков или разметки влечет ответственность в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей. Ситуация 1. На схеме видно, что знак, который регламентирует порядок движения на этом участке дороги, предписывает движение только прямо. Поворот налево будет квалифицироваться по части 2 статьи 12.16 КоАП. Ситуация 2. Разворот через сплошную линию разметки. Этот маневр запрещен требованиями разметки. Соответственно, это тоже часть 2 статьи 12.16. Ситуация 3. Если на перекрестке установлены знаки движения по полосам и крайняя правая полоса предназначена для движения только прямо, то здесь квалификация левого поворота тоже правомерна по части 2 статьи 12.16: поворот в нарушение требований дорожных знаков. Ситуация 4. Здесь есть нарушение требований знака, который предписывает с этой полосы только поворот налево. Автомобиль поехал прямо. Он не совершал поворота. Следовательно, это в чистом виде нарушение требований знака, наказание за которое предусмотрено в части 1 статьи 12.16 КоАП - предупреждение или штраф 300 рублей. Ситуация 5. В данном случае мы опять имеем дело с левым поворотом в нарушение требований знака и разметки. За это можно поплатиться в соответствии с частью 2 статьи 12.16 КоАП, то есть штрафом в 1000-1500 рублей. Ситуация 6. Здесь, чтобы осуществить левый поворот, автомобиль должен был занять крайнее левое положение. То есть маневр должен был начаться с трамвайных путей попутного направления. Имеет место нарушение Правил дорожного движения. Поскольку водитель не занял крайнее положение, то квалификация будет по части 1 статьи 12.141 КоАП - предупреждение или штраф 100 рублей.
Часть 4 статьи 12.15 КоАП вызывала огромное количество споров из-за квалификации некоторых разворотов. Дело в том, что в правилах траектория разворота не прописана. Поэтому сложность возникала такая: считать ли нарушением правил разворот по кратчайшей траектории вокруг газона или бульвара? А если считать, то по какой статье квалифицировать. Это нарушение правил разворота или все-таки это выезд на встречную полосу. Поправки в КоАП сомнений не оставляют. Ситуация А. Нет нарушения правил. Ситуация Б. В данном случае на дороге есть два пересечения проезжих частей. Выехав с одного из них, водитель оказался на полосе встречного движения, что запрещено правилами. Поэтому его маневр будет квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП.
В Правилах дорожного движения появилось понятие "препятствие". До сих пор оно встречалось по тексту везде, но нигде не объяснялось, что это такое. Это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Однако в Правилах дорожного движения оговаривается, что не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил. Например, автобус, выгружающий пассажиров, - не препятствие. Поэтому если вы его объедете через сплошную - лишитесь прав (ситуация А). Зато если вы через двойную сплошную объедете с левой стороны сломавшийся автомобиль - вам будет грозить только штраф по части 3 статьи 12.15 КоАП - от 1000 до 1500 рублей (ситуация Б). Правда, и в такой ситуации могут быть нюансы. Примером такого исключения является решение суда, подтвердившего неправомерность привлечения водителя по части 4 статьи 12.15 КоАП за вынужденный выезд на встречку. Так один водитель вынужден был объехать маршрутное такси (которое стояло с включенной аварийной сигнализацией) с пересечением двойной сплошной линии разметки и, как это часто бывает, тут же попал в поле зрения инпекторов ДПС. Инспектор ДПС оформил протокол о выезде на встречную полосу (т.е. часть 4 статьи 12.15 КоАП, а (почему-то) не объезд препятствия). Последствия очевидны - лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. Спрашивается, за что? За то, что, увидев автомобиль с аварийкой, водитель решил его объехать? А куда было деваться? Стоять до скончания века, пока этот автомобиль сам не уедет? А если у него серьезная поломка? Суд согласился с доводами защиты и переквалифицировала действия водителя с части 4 статьи 12.15 КоАП на 3-ю. И назначила штраф в размере 1500 рублей. Тут возникает другая проблема - ловушка: ведь законного решения, кроме нарушения Правил дорожного движения с последующим большим штрафом, нет. Как объехать сломавшийся на двухполосной дороге автомобиль? Да никак. С правой стороны в лучшем случае обочина, движение по которой запрещено - штраф 500 рублей. А может отбойник или тротуар. Кстати, движение по тротуару тоже запрещено и наказывается штрафом 2000 руб. Слева - встречная полоса. И это повезет, если инспектор квалифицирует выезд на нее по третьей части статьи 12.15 и выпишет штраф. А если как в данном случае по части четвертой? Водитель остается без прав. Та же засада таится и в случае остановки общественного транспорта для посадки-высадки пассажиров на такой дороге в местах, где обгон запрещен или потоки разделяет сплошная линия разметки. Кстати, с общественным транспортом ситуация еще сложнее. В правилах четко прописано, что если он стоит не просто так, а пассажиров высаживает, то препятствием он не считается. То есть объезжать его нельзя ни справа, ни слева. Хоть перепрыгивай. А если вы его объедете слева, лишение прав неизбежно. Между тем такая остановка даже общественного транспорта также запрещена правилами. Остановка любого автомобиля запрещена там, где от машины до сплошной остается менее трех метров и исключений из этого правила нет. Но накажет ли гаишник водителя автобуса, если в этом месте предусмотрена остановка? А водителя легкового автомобиля накажет обязательно. И это вместо того, чтобы писать предписания и требовать от местных властей либо перенести остановку, либо сделать карман, либо разорвать сплошную, чтобы не провоцировать водителей на нарушения. По мнению заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимира Кузина, если автомобиль стоит с включенной аварийной сигнализацией, то его объезд слева должно квалифицировать по части 3 статьи 12.15 и никак иначе. Но если при этом нет возможности объехать препятствие справа, то здесь нельзя вменять нарушение правил. Автоинспектор даже должен помочь в этом случае организовать объезд. В то же время водитель должен был остановиться, убедиться в том, что действительно стоящая машина неисправна, и другим образом ее объехать невозможно. И если бы это не было связано с перекрытием, я уверен, что инспектор помог бы ему объехать препятствие, - продолжает Кузин.А что касается автобусов, то законодательство, устанавливающее ответственность, оказалось впереди норм, определяющих порядок организации движения на таких участках. Сейчас принято решение о строительстве заездных карманов или нанесении прерывистой линии в районе остановок общественного транспорта, там где организация карманов в скорейшем времени невозможна.
Полезные ссылки по теме "За какие маневры на дороге с 20 ноября 2010 года штраф, а за какие - лишат прав по статьям 12.14 - 12.16 КоАП за нарушение дорожных знаков и разметки"
Тэги: нарушение ПДД, Правил дорожного движения, поворот направо, поворот налево, разворот, маневры автомобиля, объезд препятствия, транспортное средство, лишение права управления
|