Налоговый консультант и налоговые консультации
МНС РФ в своем письме от 16.05.2000 № АП-6-15/377 определяет, что консультирование - это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по даче рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков.
Консультирование - способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала.
Законопроектом "О налоговом консультировании" (внесен в Госдуму 23.05.2014) определено, что налоговое консультирование – это деятельность, осуществляемая налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством.
Этим же документом определено, что налоговый консультант – это физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, получившее квалификационный аттестат налогового консультанта, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов и внесенное в государственный реестр налоговых консультантов, налоговых консультаций.
Налогоплательщик принимает решение о своих дальнейших шагах самостоятельно, поскольку в соответствии с гражданским законодательством предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. А какое именно решение примет клиент зачастую налоговый консультант и не сможет узнать.
Необходимо иметь в виду, что налоговый консультант:
-
ограничен предоставленными ему клиентом сведениями, документами и материалами, поэтому содержание и качество консультации зависит от полноты и достоверности этих сведений, документов, материалов;
-
это советчик, а не исполнитель;
-
помогает сохранять деньги налогоплательщика (клиента).
Поэтому чем точнее и полнее будут предоставлены исходные данные, тем больший эффект можно ожидать от налоговой консультации.
Кстати сказать, что эта "формула" относится не только к налоговым консультациям, но и к любому виду консультирования.
Критерии выбора налогового консультанта те же, что и для юриста.
Наглядно пояснить, зачем нужен налоговый консультант, можно на примере статьи генерального директора ООО Аудиторская фирма "Бизнес-Студио" Дениса Корнилова, которая взята из рассылки.
Неоднозначность трактовки правовых норм - явление повсеместное. Читаешь - все вроде бы понятно. Но совсем не так могут прочитать то же самое контролирующие органы. И не случайно. Можно подумать, что кто-нибудь специально так пишет законодательные нормы, или этот "кто-нибудь" далек от практики.
А ведь это совсем не смешно, когда вся страна налоги считает по-разному. И все по букве закона.
Примеры:
Самое интересное, про НДС - так называемый "философский" налог, как ни прочтешь - все неправильно окажется.
Статья 3 Налогового кодекса РФ гласит: "При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав".
Хотелось бы поподробнее узнать о термине "выставляются". Данный термин в бухгалтерском и налоговом законодательстве не оговаривается. В словаре Ожегова он означает "выставлять картины на выставке". Тупик.
Итак, выставление счетов-фактур может означать:
-
дату составления счета – фактуры,
-
дату его отправки по почте,
-
дату передачи контрагенту.
Например, товар отгружен
31.03.10г. Если счет-фактура датирован 04.04.10г. является ли это нарушением порядка ведения счетов-фактур? Если нет, то в каком квартале принимать НДС к налоговому вычету стороне, получившей такой счет-фактуру?
-
Следуя приоритету принципа получения ТМЦ при действительном наличии накладной, счета – фактуры на момент составления налоговой декларации, налоговый вычет нужно заявить в 1 кв. 2010г.
-
Следуя приоритету даты счета-фактуры над экономическим содержанием операции, налоговый вычет заявляется в декларации за 2 кв. 2010г.
Казалась бы незначительный вопрос, но в масштабах страны столько штрафов можно "насобирать", как грибов? А ведь можно было бы в Кодексе написать и попроще, к примеру:
"При реализации товаров (работ, услуг), …. соответствующие счета-фактуры датируются днем реализации и передаются контрагенту (отправляются по почте) не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара .."
Особенно интересной представляется формулировка даты начала действия нормативного акта, который вступает в силу, начиная с годовой отчетности. Например, подобная формулировка имеет место в приказе Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008)", приказе Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008).
Это может означать следующее - нормы документа нужно применять:
-
в течение всего отчетного года;
-
начиная со дня фактической сдачи годовой отчетности;
-
начиная со дня срока сдачи годовой отчетности, установленной законодательством.
В общем, на любой вкус. По-видимому, в подобных случаях следовало бы писать: нормативный акт вступает в силу, начиная с 01 января соответствующего года.
Но еще интереснее оказалось издание нового ПБУ "Учетная политика", которое противоречит Закону "О бухгалтерском учете". Читаем Закон:
ст. 9 1. "Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет".
Читаем ПБУ 01/08:
Пункт 6 "Учетная политика организации должна обеспечивать…отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)".
Итак, если бухгалтеру достоверно известно, что отгружен в течение года товар на 1 млн. руб., а документов по отгрузке нет, то:
-
следуя закону "О бухгалтерском чете" отгрузку товара отражать не следует (прибыль занижается);
-
следуя ПБУ 01/08 отгрузку товара нужно отразить - приоритет содержания перед формой (прибыль показывается реальная).
С одной стороны, бухгалтерская отчетность достовернее при применении нового ПБУ, с другой стороны, Федеральный закон более значим, чем Приказ Минфина. В общем, выбирайте, господа бухгалтеры. А на деле приоритет содержания перед формой следовало отложить до лучших времен, когда вступит в силу Закон № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Одно радует, при расчете налогов все не так уж и плохо, и вопросы нелепого правописания вроде урегулированы. В Налоговом кодексе четко, без разночтений, прописано:
ст. 3. "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)".
Но и здесь еще надо доказать, что налицо неустранимые сомнения. У налоговых инспекторов обычно сомнений не возникает. Ведь у них есть разъясняющие документы "для внутреннего пользования". Куда уж до них Налоговому кодексу Российской Федерации.
Информация помогла? |
Понравилась статья? |
Нравится |
Полезные ссылки по теме "Налоговый консультант и налоговые консультации"
-
Налоговая консультация физическим лицам
-
Налоговая консультация организациям и индивидуальных предпринимателей (ИП)
-
На что нужно обратить внимание при выборе юриста (налогового консультанта)
Тэги: Налоговый консультант, налоговая консультация, консультации по налогам и сборам