юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

Юридическая и налоговая консультация онлайн

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь

 

Бесплатная юридическая консультация онлайн

 

 

 

Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности

 

  1. Приказ № 91 от 24.02.2009

  2. Порядок регистрации декларации пожарной безопасности

  3. Комментарий

  4. Полезные ссылки по теме

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г. № 13577

 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 24 февраля 2009 г. N 91

(по состоянию на 01.04.2015)

Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" [1] и в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить:

форму декларации пожарной безопасности (приложение № 1);

порядок регистрации декларации пожарной безопасности (приложение № 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Министр

С.К. Шойгу

 

Порядок регистрации декларации пожарной безопасности

1. Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" <*> и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации <**> и составляется в отношении:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (часть I), ст. 3579.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть I), ст. 16; 2007, N 50, ст. 6237.

1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:
отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.
1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).
1.4. Больниц.
1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.
2. Декларация пожарной безопасности (далее - декларация) может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности.
(в ред. Приказа МЧС России от 26.03.2010 N 135)
3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее - декларант).
4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.
5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.
6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.
7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.
8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.
9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Декларация составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет, включая возможность поэтапного (пошагового) ее заполнения:
(в ред. Приказа МЧС России от 21.06.2012 N 350)
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более федеральных округов, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН специальных и воинских подразделений), - в структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН МЧС России);
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах одного федерального округа, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН регионального центра МЧС России);
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, а также на объекты, критически важные для национальной безопасности страны, и особо важные пожароопасные объекты защиты, за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений, - в структурное подразделение соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);
при расположении объекта защиты, принадлежащего одному собственнику, в пределах территории одного муниципального образования - в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения соответствующего территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее - территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации);
при расположении объектов защиты в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций - в соответствующий орган ГПН специального и воинского подразделения.
(п. 10 в ред. Приказа МЧС России от 26.03.2010 N 135)
11. Орган ГПН МЧС России, орган ГПН регионального центра МЧС России, орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, территориальный орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, орган ГПН специального и воинского подразделения (далее - орган МЧС России) ведут перечни деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносят в них необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.
В перечне ведется сквозная нумерация.
Допускается ведение перечня в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет) и ежемесячной архивации на бумажном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение одного года).

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа МЧС России при проведении мероприятий по контролю.
(абзац введен Приказом МЧС России от 26.03.2010 N 135)
13. При несоответствии заполнения декларации установленной форме должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.
(в ред. Приказа МЧС России от 26.03.2010 N 135)
14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр представляется (направляется) органом МЧС России декларанту непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет. Второй экземпляр хранится в органе МЧС России.
(п. 14 в ред. Приказа МЧС России от 21.06.2012 N 350)
15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.
Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.
Первая часть номера декларации состоит из кода(ов) населенного(ных) пункта(ов) и кода(ов) субъекта(ов) Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.
При расположении объекта защиты на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации, или на территории двух и более субъектов Российской Федерации первая часть номера декларации содержит перечень кодов населенных пунктов и субъекта (субъектов) Российской Федерации, располагаемых в номере в колонку, где расположен объект защиты.
Вторая часть номера декларации является буквенным индексом органа МЧС России, в котором зарегистрирована декларация.
Третья часть номера является порядковым номером в перечне деклараций органа МЧС России.
Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.

XX XXX XXX - XX - XXXXX
────────── ─┬ ──┬──
************* │ │
XX XXX XXX │ └─── порядковый номер в перечне деклараций органа МЧС
────┬───── │ России, регистрирующего декларацию
│ │
│ └───────── буквенный индекс органа МЧС России,
│ регистрирующего декларацию: ЦА - орган ГПН МЧС
│ России; РЦ - орган ГПН регионального центра МЧС
│ России; ГУ - орган ГПН ГУ МЧС России по субъекту
│ Российской Федерации; ТО - территориальный орган
│ ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской
│ Федерации; ОС - орган ГПН специального и воинского
│ подразделения

└─────────────────── код(ы) населенного(ых) пункта(ов) и код(ы)
субъекта(ов) Российской Федерации в соответствии
с Общероссийским классификатором объектов
административно-территориального деления ОК 019-95
на момент регистрации.

(п. 15 в ред. Приказа МЧС России от 26.03.2010 N 135)
16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:
представления декларантом недостоверной информации;
изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;
изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.
17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:
регистрационный номер декларации и дата его присвоения;
полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;
функциональное назначение объекта защиты;
фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;
полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;
наличие дополнений к декларации;
информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).
18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности, по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.

 

Комментарий к Приказу МЧС России от 24.02.2009 № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности"

Случаи, в которых необходимо представление декларации пожарной безопасности

В рамках реализации мер пожарной безопасности в отношении объектов защиты (зданий, сооружений, в том числе производственных объектов) должна быть разработана и в уведомительном порядке представлена декларация пожарной безопасности (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 64 Закона).

Декларация пожарной безопасности - это форма оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска (п. 7 ст. 2 Закона). Она предусматривает (ч. 1 ст. 64 Закона):
- оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
- оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

Декларация пожарной безопасности должна составляться в отношении (ч. 1 ст. 64 Закона):

1) объектов защиты, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4). Согласно части 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) такая экспертиза проводится в отношении объектов капитального строительства (т.е. зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, - п. 10 ст. 1 ГрК РФ). При этом в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ установлены исключения - виды объектов капитального строительства, в отношении которых экспертиза проектной документации не проводится;

2) зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. К ним относятся:

- здания дошкольных образовательных организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные) (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.3 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утв. Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (далее - Порядок));
- больницы (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона, п. 1.4 Порядка);
- спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций (пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).

Декларация может составляться как на объект защиты в целом, так и на отдельные входящие в его состав здания, сооружения, строения, к которым установлены требования пожарной безопасности (п. 2 Порядка).

В отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона, декларация должна быть представлена в течение года со дня ввода в эксплуатацию (ч. 6 ст. 64 Закона). По объектам защиты, введенным в эксплуатацию до вступления в силу Закона, декларация должна была быть представлена в течение года со дня вступления Закона в силу (ч. 7 ст. 64 Закона, п. 6 Порядка). Закон вступил в силу 30 апреля 2009 г., следовательно, декларация по указанным объектам должна была быть представлена не позднее 1 мая 2010 г. (о дате вступления Закона в силу см. подробнее в комментарии).

Случаи, в которых не требуется составление декларации пожарной безопасности
Декларация пожарной безопасности не составляется в отношении зданий следующих классов функциональной пожарной опасности (ч. 1 ст. 64 Закона):
- Ф1.3 - многоквартирные жилые дома (пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона);
- Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (пп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона).
Также декларация пожарной безопасности не должна составляться в отношении объектов капитального строительства, по которым не проводится экспертиза проектной документации (ч. 1 ст. 64 Закона). Данные объекты перечислены в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ и п. 1.1 Порядка. Некоторые из них (п. п. 1 - 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ) относятся к зданиям указанных выше классов Ф1.3 и Ф1.4. Помимо этого в ч. 2 ст. 49 ГрК РФ названы:
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан или осуществления производственной деятельности (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов (п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ);
- отдельно стоящие объекты капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, предназначенные для осуществления производственной деятельности и не требующие установления санитарно-защитных зон (либо если такие зоны для них установлены или должны быть установлены в пределах границ земельных участков, на которых расположены эти объекты) (за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов) (п. 5 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ). О случаях, в которых требуется установление санитарно-защитных зон, а также их ориентировочных размерах см. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74);
- буровые скважины, предусмотренные техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или другой проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр. Такой технический проект (проектная документация) должен быть подготовлен, согласован и утвержден в соответствии с законодательством РФ о недрах (п. 6 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ).

Лица, которые обязаны представить декларацию пожарной безопасности, и орган, в который представляется декларация

Декларация пожарной безопасности должна разрабатываться и представляться собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (например, на праве аренды) (ч. 5 ст. 6 Закона).

Декларация пожарной безопасности представляется в органы государственного пожарного надзора (далее - ГПН) МЧС России. Конкретный орган ГПН МЧС России, в который должна быть представлена декларация, определяется в зависимости от территории, на который расположен объект защиты (п. 10 Порядка):
- структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН МЧС России), - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более федеральных округов (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений);
- структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС России - регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН регионального центра МЧС России), - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более субъектов РФ, находящихся в пределах одного федерального округа (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений);
- структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН главного управления МЧС России по субъекту РФ), - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта РФ, либо является особо важным пожароопасным объектом защиты или объектом, критически важным для национальной безопасности страны (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений).
Перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, утверждается Правительством РФ (абз. 17 ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности");
- территориальный отдел (отделение, инспекция) структурного подразделения соответствующего территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН, - если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен в пределах территории одного муниципального образования;
- орган ГПН специального или воинского подразделения - если объект защиты расположен в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций.
Контактная информация органов государственного пожарного надзора приведена на сайте МЧС России www.mchs.gov.ru, а также на сайтах главных управлений МЧС России по субъектам РФ.

Последствия непредставления декларации пожарной безопасности или представления декларации, содержащей неполные либо недостоверные сведения

Непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями является административным правонарушением и может повлечь за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ как за нарушение требований пожарной безопасности. Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:
- для граждан - от 1 000 до 1 500 руб.;
- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 6 000 до 15 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 руб.
Ситуация из практики - согласно какой статье КоАП РФ привлекаются к административной ответственности лица, не представившие декларацию пожарной безопасности или представившие ее с неполными либо недостоверными сведениями?
В КоАП РФ ответственность за непредставление декларации пожарной безопасности либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями напрямую не установлена. В такой ситуации помимо привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности возможно также привлечение по ст. 19.7 КоАП РФ. Данная статья предусматривает ответственность за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган или должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено Законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а также за представление этих сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде. Размеры штрафных санкций при привлечении к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ гораздо ниже, чем установленные в ч. 1 ст. 20.4 данного Кодекса: от 100 до 300 руб. для граждан, от 300 до 500 руб. для должностных лиц, от 3 000 до 5 000 руб. для юридических лиц.
Однако существующая судебная практика подтверждает, что при непредставлении пожарной декларации ответственность наступает именно по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а не ст. 19.7 этого Кодекса. В решениях судов указывается, что согласно ст. ст. 1 и 4 Закона данный Закон содержит правовые нормы, устанавливающие требования пожарной безопасности. Одним из них является требование о разработке и представлении в установленный срок декларации пожарной безопасности (ст. 64 Закона). Следовательно, невыполнение данного требования является нарушением требований пожарной безопасности. Такие выводы содержатся в решениях Ленинградского областного суда от 24.08.2010 N 7-346/2010, N 7-345/2010, N 7-344/2010.
То, что непредставление пожарной декларации либо ее представление с неполными или ложными сведениями влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждают в своих разъяснениях, представленных в средствах массовой информации, и должностные лица МЧС России.

Если декларация пожарной безопасности не представлена (либо представлена с неполными или недостоверными сведениями) в условиях введенного особого противопожарного режима, ответственность в виде штрафа наступает в соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- для граждан - от 2 000 до 3 000 руб.;
- для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 15 000 до 30 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
- для юридических лиц - от 400 000 до 500 000 руб.

 

Порядок предоставления декларации пожарной безопасности

Составление декларации пожарной безопасности

Декларация пожарной безопасности должна быть составлена согласно установленной форме, при ее составлении в бумажном виде необходимо заполнить два экземпляра (п. 10 Порядка). Форма декларации утверждена Приказом МЧС России от 24.02.2009 N 91 (приложение N 1 к Приказу).
В декларации указываются следующие сведения:

  • данные об объекте защиты и лице, которому он принадлежит (в отношении юридического лица, которому принадлежит объект защиты, указывается его организационно-правовая форма и наименование - полное, сокращенное и (при наличии) фирменное. Если объект защиты принадлежит физическому лицу, в декларации приводятся его фамилия, имя и отчество. Необходимо также указать функциональное назначение объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта));

  • основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН) (если объект защиты принадлежит физическому лицу, данную строку декларации можно не заполнять);

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

  • место нахождения объекта защиты (указывается адрес фактического места нахождения объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта));

  • контактная информация лица, которому принадлежит объект защиты (указываются почтовый адрес и адрес электронной почты, телефон, факс юридического или физического лица, которому принадлежит объект защиты).

Далее в декларации последовательно заполняются три раздела:

Раздел I. Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты.

В форме декларации указано, что данный раздел должен заполняться в том случае, если проводился расчет пожарного риска. Такой расчет не требуется, если выполняются обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и требования нормативных документов по пожарной безопасности (ч. 3 ст. 6 Закона). Если в отношении объектов защиты установлены требования указанных регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации приводится только перечень статей (частей, пунктов) данных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты (то есть заполняется только раздел III декларации) (ч. 2 ст. 64 Закона).
Также расчет пожарного риска не требуется по объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу Закона (ч. 3 ст. 6 Закона).

В разделе указываются:
- расчетные значения уровня пожарного риска;
- допустимые значения уровня пожарного риска;
- комплекс выполняемых инженерно-технических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272. Расчеты проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Законом (п. 2 Правил расчетов).
Расчетные величины пожарного риска определяются на основании (п. 3 Правил расчетов):
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствия воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России (п. 5 Правил расчетов). На данный момент утверждены:
- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (утв. Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382);
- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404).

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета (п. 7 Правил расчетов), который, как указано в форме декларации, должен прилагаться к ней.

Раздел II. Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара.

Данный раздел, согласно форме декларации, может быть заполнен одним из двух способов:
- исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. В таком случае сумму ущерба третьим лицам от возможного пожара на объекте защиты составитель декларации определяет самостоятельно (абз. 9 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности");
- путем приведения реквизитов документов страхования (страхового полиса, прилагаемого к декларации при его наличии).

Раздел III. Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на объекте защиты.

В данном разделе, как указано в форме декларации, должен приводиться перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов для конкретного объекта защиты.
Основными документами, устанавливающими требования к объектам защиты в области противопожарной безопасности, являются Закон, а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390). Перечень действующих документов в области пожарной безопасности приведен в материале о нормах и правилах пожарной безопасности.
Если в отношении объекта защиты установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", и нормативных документов по пожарной безопасности, заполняется только данный раздел декларации (ч. 2 ст. 64 Закона).

В декларации указываются должность, фамилия и инициалы разработавшего ее лица (которое должно заверить декларацию своей подписью), проставляется дата заполнения. Декларант - юридическое лицо также проставляет на ней оттиск печати.

О возможности составить и представить декларацию пожарной безопасности в электронной форме см. в разделе материала о представлении декларации в орган ГПН.

Подготовка прилагаемых к декларации документов

К декларации пожарной безопасности, как это предусмотрено в самой форме декларации, должны прилагаться:

1. Расчеты по оценке пожарного риска. Данные расчеты являются составной частью декларации пожарной безопасности (ч. 6 ст. 6 Закона). Расчет оформляется в виде отчета, в который включаются (п. 7 Правил расчетов):
а) наименование использованной методики;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
В перечне исходных данных должно быть представлено (информационное письмо МЧС России от 07.07.2011 N 19-2-4-2623):
- описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;
- проектные решения по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;
- принятые конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;
- сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности;
- перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;
- описание противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);
- организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

2. Копия страхового полиса (если в разделе II декларации не приводилась собственная оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара).

Представление декларации в орган государственного пожарного надзора

Декларация представляется в орган ГПН в бумажном или электронном виде (по выбору декларанта) одним из следующих способов (п. 10 Порядка):
- непосредственно подается в орган ГПН;
- направляется по почте;
- представляется с использованием сети Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru) или в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России (www.mchs.gov.ru) и его территориальных органов.
Декларация представляется в уведомительном порядке и не должна согласовываться с органами государственного пожарного надзора (абз. 10 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности").

Регистрация декларации органом государственного пожарного надзора

В течение 5 рабочих дней должностные лица органа ГПН проверяют соответствие поступившей декларации установленной форме и в случае, если декларация заполнена верно, регистрируют ее путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности (п. 12 Порядка). Для регистрации декларации в указанном перечне ей присваивается регистрационный номер (п. 15 Порядка). Сведения о декларации пожарной безопасности вносятся в перечень в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера (п. 11 Порядка).
В течение 3 рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр представляется декларанту (вручается непосредственно либо направляется по почте или с использованием сети Интернет), а второй хранится в органе ГПН (п. 14 Порядка).

Отказ в регистрации декларации пожарной безопасности
Основанием для отказа в регистрации декларации может послужить только ее несоответствие установленной форме. В таком случае должностные лица органа ГПН возвращают декларацию ее составителю с письменным указанием причин отказа (п. 13 Порядка, абз. 10 письма МЧС России от 07.04.2010 "Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности").
Полнота и достоверность сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, проверяются должностными лицами органа ГПН только при дальнейшем проведении мероприятий по контролю (абз. 2 п. 12 Порядка).
Дополнительная информация о возможных действиях декларанта при отказе в регистрации декларации либо в случае, если декларация не была зарегистрирована в установленный срок
Если декларанту было отказано в регистрации декларации пожарной безопасности либо она не была зарегистрирована в установленный срок, отказ (бездействие) органа ГПН можно обжаловать в судебном порядке.
Обращаться следует в арбитражный суд (если эксплуатация объекта защиты связана с осуществлением предпринимательской деятельности) или в суд общей юрисдикции (если объект защиты будет эксплуатироваться не для целей предпринимательской деятельности). Заявление при этом будет рассматриваться в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ или гл. 25 ГПК РФ соответственно. Обжаловать действие (бездействие) можно в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).
Возможен и административный порядок обжалования, установленный в гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ). В ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ приведен примерный перечень тех нарушений порядка предоставления госуслуг, которые могут обжаловаться в досудебном (внесудебном) порядке. К ним относятся, в частности, нарушение срока предоставления госуслуги (п. 2 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами (п. 5 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами (п. 3 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ), или отказ в приеме документов (п. 4 ст. 11.1 Закона N 210-ФЗ).
Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы установлены в ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет госуслугу, а в случае, если обжалуется решение руководителя этого органа, - в вышестоящий орган (ч. 1 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ).
Требования к содержанию жалобы указаны в ч. 5 ст. 11.2 Закона N 210-ФЗ. Правила подачи и рассмотрения жалоб утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2012 N 840.
Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти порядка предоставления госуслуги, повлекшее ее непредоставление либо предоставление с нарушением установленных сроков, влечет наложение на указанное лицо административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ). Штраф за требование в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, составляет от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ). Административная ответственность в указанных случаях наступает, если действия должностного лица не содержат уголовно наказуемого деяния.

Уточнение декларации пожарной безопасности или разработка новой декларации

Декларация пожарной безопасности должна уточняться или разрабатываться вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений (смены собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения, капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты) (ч. 6 ст. 64 Закона).
Декларация может быть уточнена путем внесения изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации (п. 8 Порядка). Уточненная или разработанная вновь декларация должна быть представлена в течение одного года со дня изменения сведений (ч. 6 ст. 64 Закона).
Способ оформления изменений в декларацию и то, в каких случаях она должна быть оформлена заново, а в каких - только уточнена, Порядком не конкретизируются. В связи с этим при наличии оснований для внесения изменений рекомендуем обратиться в орган ГПН для разъяснения данных вопросов.

Полезные ссылки по теме "Форма и порядок регистрации декларации пожарной безопасности"

  1. Типовой договор найма жилого помещения Типовой договор найма жилого помещения

  2. Социальная норма на электричество

  3. Что такое кадастровая стоимость и как ее узнать

  4. Жилье для молодых

  5. Проверка "юридической чистоты" квартиры

  6. Особенности кредитного договора

  7. Зачем нужен риэлтор?

  8. Условия договора аренды (найма) жилья

  9. Правила регистрации граждан РФ по месту жительства и месту пребывания