|
Потребитель
Кто такой потребительТермин "потребитель" - один из самых часто употребляемых. Кого же понимают под потребителем? Согласно преамбуле Закона "О защите прав потребителей", далее - Закон: потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Другими словами, ежедневно покупая продукты, делая заказ в кафе или ресторане, пользуясь услугами мобильной связи лично для себя Вы являетесь потребителем, так как вы потребляете эти продукты, результат работы, услуги. Из определения видно, что Вы являетесь потребителем в следующих ситуациях:
Виды договоров, заключая которые физическое лицо является потребителем. Следовательно, с того момента, когда Вы решили что-то заказать или приобрести для себя, Закон защищает Ваши права и обязывает продавца сделать все, для того, чтобы Ваши права соблюдались. Как правило, обязанности продавца (изготовителя, производителя) начинаются с предоставления достоверной и полной информации о товаре (прочитать инструкцию, прослушать консультацию) Вам не нужно покупать товар – Вы потребитель, и Вы праве получить полную информацию о товаре и заканчиваются после полного потребления товара (работы, услуги) или до истечения гарантийного срока.
Права потребителя и обязанности продавцаЛюбое Ваше право – корреспондирует обязанностям продавца:
Как мы видим, схема правоотношений такова: Ваши права – обязанности продавца. Что же означает каждое из этих прав? Право на качественный товар (работу услугу) означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу). Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (пункт 1 статьи 7 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора. Право на возмещение ущерба: означает, что за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (статья 13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора. Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (пункт 1 статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Когда Вы - не потребительКак видно определения приобретаемый товар или услуга, должны быть направлены на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли. Так, если лицо приобретает, к примеру, телефон для личного (семейного) потребления – это потребительские отношения, если же телефон приобретается для дальнейшей продажи (к примеру, оптом для продажи по более дорогой цене в розницу) – это уже предпринимательские отношения. Когда речь идет о личном потреблении – человек является потребителем, когда же продукт (услуга) приобретаются в других целях, человек потребителем уже не является, следовательно, на такие отношения Закон "О защите прав потребителей" не распространяется. По этой причине не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях. В то же время является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по проживанию в гостинице в командировке), а также заключающий другие виды договоров. Статья написана и размещена 31 мая 2012 года. Дополнена -
ВНИМАНИЕ! Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора. Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2013
Эта статья входит в цикл статей о правах потребителя:
Полезные ссылки по теме "Потребитель"
Tags: потребитель, обмен товара, возврат товара, права потребителя
|