Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь
Юридическая консультация абонентов по услугам мобильной (сотовой) связи
Достаточно часто к нам за юридической консультацией обращаются люди, права которых при пользовании услугами мобильной связи нарушены. Поэтому в данном разделе сайта для удобства использования опубликованных материалов все юридические консультации пользователей услуг связи (абонентов) мы сгруппировали по видам, в зависимости от того, на каком этапе получения услуг подвижной связи возникли вопросы, проблемы, претензии.
Наши юридические консультации можно сформулировать так - "Что надо знать абоненту" в следующих ситуациях:
Услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (статья 2 Закона "О связи").
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона "О связи" услуги связи на территории России оказываются операторами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством, Законом "О связи" и Правилами оказания услуг подвижной связи.
При заключении абонентского договора оказания услуг подвижной связи надо знать, что:
предметом договора оказания услуг мобильной связи является предоставление услуг связи, поэтому исполнитель обязан оказать такие услуги, а заказчик обязуется оплатить их;
договор оказания услуг подвижной связи заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах и подписывается сторонами. Договор об оказании услуг мобильной связи между исполнителем и потребителем считается заключенным, если между сторонами в письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям этого договора;
договор оказания услуг связи может быть заключён абонентом с третьим лицом, осуществляющему деятельность от имени и за счет оператора связи. Третьим лицом является организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие свою деятельность на основании договора поручения или агентского договора, заключённого с оператором связи. По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи;
договор оказания услуг связи является публичным, т.е. (упрощенно) это означает, что:
заказчиком услуги является физическое лицо, не являющееся предпринимателем.
Практически это означает, что на договоры об оказании услуг электросвязи и почтовой связи распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей", о чем в пункте 2 статьи 62 Закона "О связи" прямо указано.
оператор связи не имеет права отказаться от заключения договора на оказание услуг связи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги;
оператор связи осуществляет предпринимательскую деятельность;
услуга предназначена для удовлетворения бытовых или других личных потребностей заказчика;
условия договора должны быть одинаковыми для любого абонента;
Практически это означает, что при заключении договора Вы не можете потребовать исключить или дополнить договор какими-то условиями по своему усмотрению;
оператор связи не имеет права на односторонний отказ от договора при соблюдении потребителем условий договора на оказание услуг связи.
почти все операторы связи перешли на схему, при которой сам заключаемый договор является договором присоединения.
Практически это означает, что при заключении договора большинство его условий изложены в отдельном документе, который операторы называют "Правила оказания услуг связи", а в самом договоре изложены лишь те нюансы, которые индивидуальны для каждого договора (ФИО абонента, абонентский номер, тарифный план, условия оплат и пр.)
при заключении договора вам предложат расписаться несколько раз (или один раз сразу за все). Зачем? Мало кто уделяет этому моменту большое внимание, а зря. Как правило:
одна личная подпись означает, что абонент ознакомлен с условиями тарифного плана (который он выбрал), т.е. со стоимостью всех услуг, их тарификации, метода оплаты и всех других существенных условий договора;
другая - что абонент при заключении договора получил все необходимые документы (правила оказания услуг связи, свой тарифный план, оборудование, сим-карту и пр.);
третья подпсь означает, что он ознакомлен с правилами оказания услуг связи оператора и своим тарифным планом, а также то, что ему все понятно.
Таким образом, уже при заключении договора абонента просто "загоняют в угол" из которого, порой, непросто выбраться. Но об этом поговорим отдельно;
содержание всех полей бланка должно совпадать с другими вручаемыми Вам документами (паспортные данные, название тарифного плана, наименование, марка, модель оборудования и принадлежностей к нему).
назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации;
оказываемые услуги подвижной связи;
порядок, сроки и форма расчетов;
система оплаты услуг подвижной связи.
Согласно пункту 19 Правил оказания услуг подвижной связи обязательными условиями договора оказания услуг подвижной связи также являются:
д) сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения - для юридического лица);
е) согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг;
ж) номер SIM-карты;
з) согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания;
и) способ доставки счета;
к) права, обязанности и ответственность сторон;
л) срок действия договора;
м) способ предоставления абоненту сведений обо всех договорах на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенных им с оператором связи и (или) лицом, действующим от его имени, - в случае заключения договора на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.
Мелкий шрифт в договоре
В соответствии со статьей 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" основной задачей представления необходимой и достоверной информации о товаре, работе, услуге является ее полнота и обеспечение возможности его компетентного (правильного) выбора.
Согласно подпункту б) пункта 25 Правил оператор связи обязан (в том числе) предоставлять необходимую для заключения и исполнения договора информацию. Указанная информация на русском языке в наглядной и доступной форме бесплатно доводится до сведения абонентов в местах работы с абонентами. Таким образом, информация об услуге должна быть доступна.
Мелкий шрифт, включенный в условия договора крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора, что не позволяет потребителю получить полную информацию и сделать правильный выбор.
Судебная практика неоднократно признавала нарушением мелкий шрифт договора. К примеру, Арбитражный суд Свердловской области в своем решении от 13.03.2012 по делу № A60-797/2012 признал, что текст договора об оказании услуг связи "МТС" не соответствует гигиеническим требованиям по
следующим показателям:
Высота шрифта текста 5 пунктов вместо 7 пунктов,
что не соответствует п. 3.2.6 Санитарных правил и нормативов "Гигиенические
требования к изданиям книжным для взрослых. СанПиН 1.2.1253-03" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2003 (далее - СанПиН 1.2.1253-03);
Минимальная длина
строки 61 мм вместо не менее 63 мм, что не соответствует п.3.2.5 СанПиН
1.2.1253-03;
Высота шрифта в текстовых таблицах 5 пунктов вместо не менее
6 пунктов, что не соответствует п. 3.2.9 СанПиН 1.2.1253-03;
Расстояние
между колонками 3 мм вместо не менее 4 мм, что не соответствует п. 3.2.9 СанПиН 1.2.1253-03.
Зачем операторы меняют тарифы:
Как правило, преследуются 2 цели:
напомнить о себе;
увеличить выручку за счет тех абонентов, которые не дружили с математикой в школе.
Это самый большой по объему раздел, т.к. именно при пользовании услугами связи возникает больше всего проблем и вопросов. Поэтому на момент написания этого раздела сайта я вижу освещение этих вопросов в разбивке по темам:
Обман операторами и мошенничество при пользовании услугами мобильной связи
Мне подключили платную услугу, которую я не просил (СМС информирование о погоде) и в тарифном плане ее нет. В течение месяца мне приходили бесплатные СМС, но после этого я не просил продлить эту услугу за плату. Можно ли вернуть деньги, списанные за эту услугу?
Да, деньги вернуть можно, хотя претензии будет недостаточно для возврата неправомерно списанных денег и придется обращаться с иском в суд.
В данном случае имеет факт навязывание Вам, как потребителю, дополнительных платных услуг т.к.:
Вы не давали своего согласия, а молчание таковым в данной ситуации не является достаточным условием для подключения услуги и списания с нее денег;
навязывание дополнительных платных услуг запрещено пунктом 3 статьи 16 Закона "О защите прав потребителей", пунктом 21 Правил оказания услуг подвижной связи.
Поэтому на основании пункта 3 статьи 16 Закона "О защите прав потребителей" вы вправе отказаться от оплаты таких услуг и требовать возврата уже списанных денег.
МегаФону не удалось отсудить 1,055 млн рублей у Галины Пустынской, дочь и зять которой загрузили телесериал с мобильного модема, находясь в международном роуминге в Греции.
Ознакомиться с материалами дела и скачать их >>>
Ленинский суд города Владимира отклонил иск оператора, однако последний собирается обжаловать вынесенный вердикт.
Принимая решение суд посчитал, что оператор не проинформировал своих абонентов о том, что схема оплаты в роуминге может быть изменена с предоплатной на кредитную. Именно поэтому семья смогла скачать видеоматериалы на сумму больше 1 млн рублей, при том что изначально на абонентском счете была сумма минус 2500 рублей.
После этого инцидента "большая тройка" еще раз проверила работу роуминговой системы. По словам пресс-секретаря "ВымпелКома" Анны Айбашевой, для абонентов "Билайна", разговаривающих по предоплате, уже несколько лет действует онлайн-тарификация на мобильный интернет и в минус они не уйдут. МТС сделает то же самое в ближайшее время, пообещали в компании. Однако в договоре оператора указано, что списание средств в роуминге может задерживаться в течение месяца.
Это небольшая по объему, но большая по значимости тема, т.к. именно на этапе взыскания задолженности за услуги связи происходят все юридические значимые действия.
В соответствии с пунктами 52 - 55 Правил абонент вправе предъявлять претензии оператору связи. Претензия предъявляется до обращения в суд.
Предосталение услуг мобильной связи регулируются:
Законом от 07.07.2003 №126-ФЗ "О связи";
Правилами оказания услуг подвижной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 №328) - голосовые услуги связи и СМС;
Правилами оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 №575) - доступ в интернет;
Правила оказания услуг подвижной связи оператора связи, с которым у вас заключен договор;
По правилам пункта 5 статьи 55 Закона "О связи" претензии предъявляются в течение 6 месяцев со дня оказания услуг связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи – по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг связи, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора оказания услуг связи, либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области электросвязи.
Приложения к претензии по услугам мобильной связи
К претензии в обязательном порядке прилагаются копии (пункт 6 статьи 55 Закона "О связи"):
договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа,
иных документов, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу, и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба – о факте и размере причиненного ущерба.
Срок рассмотрения претензии оператором связи
Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через 60 дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию (статья 56 Закона "О связи"), должно быть сообщено в письменной форме (пункт 7 статьи 55 Закона "О связи").
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд (пункт 9 статьи 55 Закона "О связи").
Tags: услуги связи, юридическая консультация, юридическая консультация абонентов, юридическая консультация по услугам связи, сотовая связь, мобильная связь