|
Налоговые проверки
Понятие налоговой проверки
Как известно, любой бизнес (как индивидуальный предприниматель, так и любое юридическое лицо) работает на на свой страх и риск, поэтому не может быть бесконтрольной со стороны государства. По вопросам налогов такую контрольную функцию осуществляют налоговые органы. Одной из форм контроля является налоговая проверка. Налоговая проверка - это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Из этого определения следует, что для классификации проверки как налоговой, необходимо одновременное соблюдение нескольких условий, а именно:
Налоговые органы определили целый ряд признаков, при наличии которых у любой единицы бизнеса шансы быть проверенной повышаются.
Разновидности налоговых проверокСтатья 87 Налогового кодекса РФ предусматривает два вида проверок: К сожалению, понятия камеральной и выездной налоговых проверок в законодательстве нет. Различия между камеральной и выездной налоговыми проверками состоят в:
Некоторые авторы причисляют к самостоятельным видам налоговых проверок встречные, повторные и дополнительные проверки. По своей сути встречные, повторные и дополнительные проверки являются производными проверками, проводимыми в ходе камеральных или выездных налоговых проверок (встречная проверка), либо после их завершения (повторные, дополнительные), поэтому причислять такие виды проверок к самостоятельным видам, на мой взляд, необосновано. Встречная проверкаТермин "встречная проверка" был закреплен в статье 87 Налогового РФ, действовавшей до 31.12.2008, в соответствии с которой если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов). Из этого определения видно, что основным признаком встречной проверки являлся ее производный (или вторичный) характер, т.к. ее можно было проводить только при проведении налоговых проверок налогоплательщиков и плательщиков сборов, когда возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика и плательщика сбора, связанной с иными лицами. Такая необходимость, как правило, возникала в случаях, когда у налоговых органов имелись основания предполагать неоприходование полученных по сделкам с иными лицами товаров, работ, услуг, выручки от реализации, а также в случаях, если у налогоплательщика отсутствуют подтверждающие первичные документы, в том числе при отсутствии договора, заключенного в письменной форме, а также если документы контрагентов проверяемого налогоплательщика не соответствуют установленным требованиям по формальным признакам (отсутствуют обязательные реквизиты, допущены исправления, подчистки и т.д.). Но так как вопрос проведения встречных налоговых проверок законодательно урегулирован не был и поэтому на практике вызывал много споров, понятие "встречстатья проверка" было исключено из Налогового кодекса РФ. Отсутствие теперь в Налоговом кодексе РФ упоминания о встречной проверке как об отдельном виде проверок, сняло все существовавшие до этого времени споры о том, что представляет собой эта проверка, кем, каким образом и когда должна проводиться, как следует оформлять ее результаты и каковы ее последствия. Но не смотря на это, право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, т.е. проводить те же встречные проверки, было сохранено и прописано более подробно в статье 93.1 Налогового кодекса РФ. Повторная проверкаПовторная проверка - выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (пункт 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ). Дополнительная проверкаПо итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе в том числе отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку (пункт 2 статьи 140 НК РФ в редакции, действующей до 31.12.2008). Дополнительная проверка, назначаемая вышестоящим налоговым органом по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика, по сути, являлась повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика, т.к. проверке подлежали уже проверенные налоги и за уже проверенные периоды, но в Налоговом кодексе не содержалось указания о таком основании для проведения повторной проверки, и ничего не упоминалось об особенном порядке ее проведения, что, в свою очередь, послужило поводом для многочисленных споров. Так как правовое регулирование порядка проведения дополнительных проверок не было законодательно урегулировано, поэтому понятие "дополнительная проверка" было исключено из Налогового кодекса.
Этапы налоговой проверкиНалоговый кодекс не выделяет этапы налоговой проверки. Если исходить из положений статей 88 - 101 Налогового кодекса РФ, то и камеральную, и выездную налоговую проверку можно представить в виде непрерывного процесса, состоящего из последовательно идущих друг за другом следующих этапов:
Полезные ссылки по теме "Налоговые проверки"
Tags: проверка, налоговая проверка, проверка налогов
|