|
Юридическое лицо (организация) - понятие и виды
|
Редакция ст. 48 ГК РФ |
Редакция ст. 48 ГК РФ
с 01.09.2014 |
---|---|
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. |
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 651). |
Понятие юридического лица в новой редакции статьи 48 ГК РФ изложено лаконичнее, чем в действующей редакции. Согласно новой редакции статьи 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В качестве обязательных условий существования юридическо лица указаны регистрация юридического лица в ЕГРЮЛ в одной из предусмотренных ГК организационно-правовых форм.
Легального определения понятия ЕГРЮЛ нет. Несмотря на то что ни в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ни в ГК РФ понятия реестра как такового нет, в ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дано определение государственной регистрации, в соответствии с чем государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Из п. 6 ст. 6 этого же Федерального закона следует, что в регистрационном деле юридического лица или индивидуального предпринимателя, сведения о государственной регистрации которых внесены в соответствующий государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с данным Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются частью соответственно Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Юридический акт государственной регистрации подтверждает законность существования вновь появившегося юридического лица, правомерность реализации его имущественных прав и законных интересов.
Таким образом, Единый государственный реестр представляет собой сборник, перечень актов государственного органа вместе с подтверждающими правильность принятия этих актов документами.
Согласно Правилам ведения ЕГРЮЛ, государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и представлен как на бумажных, так и на электронных носителях информации, так что более уместно говорить не о списке, а об информационной базе данных, совокупности сведений в бумажном и электронном виде.
Созданное в России юридическое лицо обладает правоспособностью, которая возникает с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ)) и прекращается в момент внесения записи об исключении его из ЕГРЮЛ. Ведение юридическим лицом общехозяйственной деятельности, заключение сделок, представление интересов в государственных органах, ведение им внешнеэкономической деятельности - все это возможно в том случае, если данное юридическое лицо включено в ЕГРЮЛ.
Таким образом, ЕГРЮЛ - полная официальная база данных обо всех юридических лицах на территории РФ, включая сведения об их создании (либо сведения о зарегистрированных ранее, до 1 июля 2002 г., юридических лицах) до прекращения их деятельности. Это список, база данных юридических лиц (сведений о них), которые реально существуют, обладают правоспособностью и могут легально вести свою деятельность, а также тех, кто ликвидирован, то есть свою правоспособность утратил.
Согласно Правилам ведения реестра собственником государственного реестра является Российская Федерация, т.е. ЕГРЮЛ - государственный реестр. Права собственника от имени Российской Федерации в отношении государственного реестра осуществляет в рамках своей компетенции Правительство РФ, а ведение реестра осуществляется Федеральной налоговой службой. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство РФ по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу - ФНС РФ.
Кроме того, ЕГРЮЛ - реестр единый, так как на всей территории РФ он ведется одним федеральным государственным органом, что обеспечивает территориальное единство данного реестра. Ведение ЕГРЮЛ подчиняется общим технологическим правилам формирования банков информационных ресурсов, что также обеспечивает его единство в плане возможности совместимости его с иными федеральными информационными системами. Как следует из самого ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", единство и сопоставимость сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственного реестра, что также отражено и в Правилах ведения реестра (п. 16 Правил ведения ЕГРЮЛ).
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) - единая по всей территории РФ полная официальная база данных в бумажном и электронном виде о правоспособности юридических лиц в РФ, содержащая решения, принятые уполномоченным государственным органом в отношении их создания, реорганизации, ликвидации, и иные предусмотренные законом сведения о юридическом лице, внесенные в реестр на основании представленных подтверждающих документов, а также и сами эти документы.
В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 49 ГК существенно изменена:
Редакция ст. 49 ГК РФ |
Редакция ст. 49 ГК РФ
с 01.09.2014 |
---|---|
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. |
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. |
Российское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить перед государством вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся (п. 1 ст. 48 ГК):
1) организационное единство;
2) имущественная обособленность;
3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени.
Как всякий участник гражданских правоотношений, юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. Однако эти его качества отличаются от аналогичных качеств, признаваемых законом за физическими лицами (гражданами).
Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). У граждан же дееспособность, как известно, возникает лишь с достижением определенного возраста, а иногда зависит и от состояния здоровья человека. Поэтому для юридических лиц различие данных категорий обычно не имеет значения. Прекращаются они также одновременно - в момент завершения ликвидации юридического лица путем внесения соответствующей записи об этом в государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).
Необходимо отметить, что осуществление тех видов предпринимательства, для которых требуется специальное разрешение государства (лицензия), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК) и в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия соответствующей записи в учредительных документах юридического лица. Поэтому коммерческой организации не может быть отказано в выдаче соответствующей лицензии только на том основании, что данный вид деятельности не предусмотрен ее учредительными документами. Перечень лицензируемых видов деятельности определяется федеральным законом (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК). Вместе с тем государственное лицензирование отдельных видов деятельности означает, что коммерческие организации, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью даже при наличии общей правоспособности, и потому можно говорить об известном ограничении ее содержания.
Одним из самых значимых критериев является классификация юридических лиц по цели деятельности:
Коммерческая организация — это организация, основной целью деятельности которой является получение прибыли.
Некоммерческая организация - это организация, основной целью деятельности которой является та или иная цель, не связанная с получением прибыли.
Юридически различие между коммерческой и некоммерческой организациями в современном Гражданском кодексе РФ сводится лишь к следующему: и та и другая организация может иметь прибыль, но в коммерческой организации эта прибыль может распределяться между учредителями (участниками), а в некоммерческой организации вся полученная прибыль расходуется на уставные цели.
Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.
Гражданским кодексом РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) были предусмотрены следующие организационно-правовые формы юридического лица:
полное товарищество;
товарищество на вере;
общество с ограниченной ответственностью;
общество с дополнительной ответственностью;
зактрытое и открытое акционерные общества;
дочерние и зависимые общества;
государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
потребительский кооператив;
фонд;
союз.
Критериями разделения является цель деятельности и порядок образования.
В Законе № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" все юридические лица разделены на 2 категории:
корпорации - организации, основанные на началах членства их учредителей (участников). К таким юридическим лицам Проект ГК относит хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы;
унитарные организации - юридические лица, в которых ее учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации).
Схематично это выглядит так:
Такая систематицация является единой, т.е. распространяется как на коммерческие, так и некоммерческие организации.
Предусмотренное деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ и производственных кооперативов) и некоммерческих корпораций - потребительских кооперативов (включая садоводческие, огороднические, дачные "некоммерческие объединения граждан" и общества взаимного кредитования и взаимного страхования), общественных организаций граждан (включая политические партии, профсоюзы и созданные гражданами объединения по интересам), ассоциаций или союзов (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства), а также коммерческих унитарных организаций (государственных и муниципальных унитарных предприятий) и некоммерческих унитарных организаций (фондов, учреждений и религиозных организаций). Такой подход, в основном сохраняя сложившиеся организационно-правовые формы юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, вместе с тем позволяет урегулировать общие элементы их гражданско-правового статуса, котоые в настоящее время "разбросаны" по разным законам (ГК, Закон "О некоммерческих организациях", Закон "Об общественных объединениях" и пр.).
Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников (статьи 651 - 653), что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 652 ГК права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.).
Законодательно закрепляется (пункт 2 статьи 65.2) появившаяся в арбитражно-судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации - восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней ("восстановление корпоративного контроля"), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного "списания" акций и долей участия, "корпоративных захватов" и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений.
Новая редакция статьи 50 ГК отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ (статус которых в настоящее время практически полностью дублируется статусом обществ с ограниченной ответственностью) и обществ с дополнительной ответственностью (которые не получили практического распространения).
Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ, имея в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках (статьи 663 и 97), требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.
Вводя новые обязательные требования к закрытым акционерным обществам законодатель впервые разумно позаботился о правилах приведения документов в соответствие с новыми требованиями введя правило о том, что учредительные документы и наименования юридических лиц, созданных до вступления Проекта в законную силу должны быть приведены в соответствие с требованиями нового законодательства при первом изменении в учредительные документы.
В новой редакции ГК изложены пункты 3 и 4 статьи 50 ГК:
В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 50 ГК значительно изменена:
Редакция ст. 50 ГК РФ |
Редакция ст. 50 ГК РФ
с 01.09.2014 |
---|---|
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. |
1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы; 2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления; 3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты; 4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья; 5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; 6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации; 7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды; 8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения; 9) автономных некоммерческих организаций; 10) религиозных организаций; 11) публично-правовых компаний. |
Так как новая редакция статьи 50 ГК не разделяет организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих юридических лиц, следовательно, в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) могут быть зарегистрированы только те формы, которые указаны в статье 50 ГК. Т.о. Проект пытается:
"собрать в кучу" все организационно-правовые формы из разных законов о некоммерческих организациях;
предлагается существенно сократить количество организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц;
ввести их единое и централизованное регулирование;
установить закрытый перечень правовых форм, в которых могут быть образованы некоммерческие организации.
Критерием разделения двух типов организационно-правовых форм служит наличие (в некоммерческих корпорациях) или отсутствие (в некоммерческих унитарных организациях) членства.
Читать далее:
Статья написана и размещена 10 июня 2012 года. Дополнена - 16.06.2012, 22.07.2012, 08.05.2014, 11.08.2014, 20.09.2015
ВНИМАНИЕ!
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.
Информация помогла? |
Понравилась статья? |
Нравится |
Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате
Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ
Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных