юридическая и налоговая консультация онлайн по телефону, скайпу, аське

АДВОКАТСКОЕ БЮРО ШМЕЛЁВА А.Ф.

Целями создания этого сайта являются: повышение юридической грамотности всех желающих и оказание нового вида юридической помощи - через Internet. Теперь Вам достаточно обратиться к нам по Internet, и мы окажем Вам квалифицированную юридическую помощь


Бесплатная юридическая консультация онлайн


 

Ликвидация юридического лица (организации)

 

  1. Понятие и особенности ликвидации

  2. Способы ликвидации:

  3. Этапы официальной ликвидации

  4. Снятие ИП с налогового учета (закрытие ИП)

  5. Новеллы о ликвидации в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014

  6. Полезные ссылки

 

Эта статья написана в рамках пошагового руководства по самостоятельного совершения всех регистрационных действий бизнеса:

  1. Как зарегистрировать ИП (ПБЮЛ) и ООО в налоговой инспекции самому в 2011 - 2012 году

  2. Подготовка и оформление необходимых документов для регистрации.

  3. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в налоговой инспекции

  4. Когда не надо регистировать ИП? Когда не надо регистрировать ИП

  5. Регистрация ООО (ЗАО, ОАО) или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате)

  6. Изготовление печати.

  7. Открытие расчетного счета в банке.

  8. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  9. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  10. Реорганизация юридического лица

  11. Способы ликвидации организации

 

Понятие и особенности ликвидации

Ликвидация юридического лица - понятие и особенностиЛиквидация юридического лица — это форма прекращения деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Проведение этой процедуры возможно в двух случаях:

  1. По решению участников (акционеров) или уполномоченного органа организации.

  2. По решению суда или уполномоченного гос. органа.

Бывают случаи, когда участники (акционеры) приходят к решению о прекращении своего участия в организации, т.е. хотят расстаться с фирмой. Если решение  прекратить деятельность (или попросту - закрыть) принято, то закон требует пройти обязательную процедуру, которая обеспечит исключение из государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) организации и  полное прекращение всех прав и обязанностей участников ООО. Такую ликвидацией специалисты в этой области называют - "белая ликвидация" подразумевая под этим честное исполнение всех обязательств учредителей (акционеров) перед Родиной.

Схематично порядок ликвидации юридического лица можно предстваить так:

Порядок ликвидации юридического лица

Для ликвидации любой организации должны быть свои основания. В зависимости от того, от кого исходит воля, законодательство предусматривает два вида оснований:

Основания ликвидации юридического лица организации

Из-за того, что процедура ликвидации достаточно сложна и растянута во времени существуют и другие (более быстрые и простые) способы достижения практически того же результата (так называемая - "альтернативная" или "блэковская" ликвидация) - расставания с организацией (т.е. прекращении всех своих обязательств участника (акционера) перед юридическим лицом).

Таким образом есть следующие способы расстаться с организацией:

  • официальная ликвидация;

  • расставание с организацией путем смены учредителей (участников, акционеров);

  • путем реорганизации юридического лица;

  • путем оформления процедуры банкротства юридического лица;

  • путем продажи доли.

Хотя большинство из этих способов нельзя назвать ликвидацией юридического лица в том смысле, в каком это понимается в определении понятия "ликвидация", тем не менее я не буду заключать в кавычки эти альтернативные способы так как эти способы достаточно часто применяются, да и запутаться в кавычках очень просто.

 

Официальная ликвидация

Это самый длительный по времени и дорогой по расходам (без специально обученных людей обойтись при этом варианте будет крайне сложно), но самый правильный и гарантированный (с точки зрения любых претензий - как кредиторов, так и госорганов) вариант.

Целью этого варианта является исключение юридического лица из из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), т.е. организация перестает существовать с юридической точки зрения, прекращаются все обязанности и права участников (акционеров), связанные с этой организацией.

Продолжительность этой процедуры в среднем занимает от 4 до 6 месяцев.

В упрощенном виде официальную ликвидацию можно представить в виде следующих этапов:

  1. Создание ликвидационной комиссии.

  2. Уведомление регистрирующего органа о ликвидации юридического лица, согласование с ним решения о ликвидации и состава ликвидационной комиссии.

  3. Переоформление карточки с образцами подписей в банке.

  4. Публикация заявления о ликвидации.

  5. Уведомление работников и проведение мероприятий по увольнению работников.

  6. Извещение ФНС, внебюджетных фондов и органов Госкомстата о ликвидации.

  7. Выявление кредиторов и их письменное уведомление о ликвидации.

  8. Выявление дебиторов и принятие мер по взысканию дебиторской задолженности.

  9. Составление промежуточного ликвидационного баланса и его утверждение.

  10. Продажа имущества.

  11. Выплата денежных сумм кредиторам.

  12. Составление ликвидационного баланса и его утверждение.

  13. Получение согласований внебюджетных фондов.

  14. Получение согласований органа Госкомстата.

  15. Получение согласований с ИФНС.

  16. Передача оставшегося имущества участникам (акционерам).

  17. Закрытие банковских счетов.

  18. Передача документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц для исключения ликвидационного предприятия из единого государственного реестра и уничтожение печати.

  19. Получение свидетельства о ликвидации.

Самым главным плюсом официального закрытия организации является, гарантия того, что никаких претензий со стороны госроганов и кредиторов не будет т.к. в процессе ликвидации проводятся все необходимые виды проверок и выносятся решения об их результатах, о чем выдаются официальные документы.

Схематично порядок ликвидации можно представить так:

порядок ликвидации юридического лица схема

 

Ликвидация путем признания организации банкротом

По степени сложност этот вариант не менее сложен, чем официальная ликвидация.

Целью этого варианта ликвидации является вывод активов в другую организацию, при этом пассивы остаются в этой организации. После этого делается официальное заявление о неплатежеспособности организации с дальнейшим проведением процедуры банкротства.

Надо иметь в виду, что при любых ошибках такой ликвидации можно найти большие неприятности с законом виде уголовного дела с туманными перспективами. Читать далее >>>

 

Ликвидация юридического лица путем реорганизации

При реорганизации, то есть слиянии или присоединении к другой организации, ваша организация поглощается другим юридическим лицом и становится частью другой организации вместе со всеми активами (уставный капитал, основные средства и имущество) и пассивами (обязательствами всех видов).

В упрощенном виде "ликвидацию" путем реорганизации можно представить в виде следующих этапов:

  • принятие решения о реорганизации;

  • подготовка всех регистрационных и учредительных документов;

  • уведомление налогового органа;

  • уведомление всех кредиторов;

  • оформление итогового документа (акта приема-передачи);

  • регистрация обновленной организации.

Ключевым моментов в этом варианте является нахождение организации, с которой будет объединена ваша организация. Читать далее >>>

 

Ликвидация путем смены учредителей организации

Ликвидация организации путем смены учредителей (участников, акционеров), руководителя и главного бухгалтера - это достаточно безопасный с точки зрения претензий госорганов и быстрый по времени, а потому - самый распростарненный способ расстаться с организацией.

Целью этого варианта расставания участника (акционера) (а в абсолютном большинстве одновременно и с руководителем  главным бухгалтером) с юридическим лицом является передача всех прав и обязанностей другому лицу.

При этом само юридическое лицо остается и, как правило, с тем же названием, только с новыми учредителями, которые примут на себя как все права организации, активы, так все обязательства (пассивы). Как правило, в числе пассивов оказывается дебиторская задолженность и задолженность по уплате налогов и взносов во внебюджетные фонды.

Сменить участников (учредителей) можно одним из следующих способов:

  1. Продажа участником своей доли.

  2. Выход участника (без замены его на другого), т.е. - продажа своей доли обществу.

  3. Замена участников

Также надо иметь в виду, что в процессе при применении этого варианта выездная проверка ИФНС не проводится. Читать далее >>>

 

Этапы официальной добровольной ликвидации

Порядок проведения ликвидации состоит из следующих этапов:

  1. Принятия участниками (акционерами, иным уполномоченным органом управления) решения о ликвидации.

  2. Назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. 
    С этого момента к ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят функции единоличного исполнительного органа, в том числе и представительские, а бывший руководитель отстраняется от должности. Цель - исключить необъективность при принятие решений в рамках процедуры ликвидации. Задачами, ликвидационной комиссии (ликвидатора) являются:

    • подготовка сведений о размерах и составе активов организации (характеристика активов, подлежащих реализации, их состояние, степень ликвидности);

    • сбор сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами; 

    • увольнение работников ликвидируемой организации;

    • вывод ликвидируемого юридического лица из всех организаций, учредителем которых оно является;

    • сверка расчетов по всем платежам с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами; 

    • анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию;

    • анализ и оценка кредиторской задолженности;

    • определение порядка реализации имущества ликвидируемого организации; 

    • предварительное определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очереди удовлетворения требований кредиторов; 

    • определение порядка распределения между учредителями денежных и иного имущества, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

    • подготовка документов для исключения организации из ЕГРЮЛ. 

  3. Утверждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.

  4. Уведомление регистрирующего и налогового органа о начале процедуры ликвидации (форма № Р15001) в течение 3 дней с момента принятия решения. После уведомления налогового органа, им проводится выездная налоговая проверка деятельности организации за последние 3 года. По ее результатам,  в случае обнаружения нарушений, на организацию налагаются штрафные санкции, либо выдается справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

  5. Внесение в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

  6. Публикация уведомления о процедуре в СМИ 2 раза с интервалом в 1 месяц (сообщение публикуется в журнале "Вестник государственной регистрации").

  7. Письменное уведомление кредиторов.

  8. Проведение инвентаризации имущества и обязательств.

  9. Проведение после окончания срока предъявления требований кредиторами заседания ликвидационной комиссии, на котором утверждается проект промежуточного ликвидационного баланса. Составление промежуточного ликвидационного баланса по истечении сроков предъявления требований кредиторами. Баланс должен содержать исчерпывающие сведения о имуществе ликвидируемого юридического лица, а так же полный список предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения.

  10. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

  11. Продажа имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).

  12. Подача сведений в территориальный орган ПФР, связанных с персонифицированным учетом. Сведения подаются в течение одного месяца после утверждения промежуточного ликвидационного баланса

  13. Увольнение работников.

  14. Окончательные взаиморасчеты с кредиторами и дебиторами юридического лица. 

  15. Составление окончательного ликвидационного баланса (после расчетов со всеми кредиторами, увольнения всех сотрудников компании).

  16. Закрытие счетов в банках о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган в установленной форме в течение 10 дней).

  17. Передача на хранение в архив документы по личному составу (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости), а также протоколы общих собраний. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

  18. Снаятие с учета во внебюджетных фондах и регистрация ликвидации компании в налоговом органе. Вместе с заявлением об исключении из ЕГРЮЛ подается:

    • устав;

    • справки из налогового органа и внебюджетных фондов о снятии с учета;

    • справки из банков о закрытии счетов;

    • письмо из органов статистики о снятии с учета;

    • справка из архива;

    • декларация об уничтожении печати и штампов.

Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке.

 

Ликвидация организации в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014
"О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 61 ГК изложена в новой редакции:

Статья 61. Ликвидация юридического лица

Редакция ст. 61 ГК РФ
до 01.09.2014

Редакция ст. 61 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)

  1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

  2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

  3. по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

  4. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

  5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

  6. Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

  7. Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

  1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

  2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

  3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  4. 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

    2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

    3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

    4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

    5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

    6) в иных случаях, предусмотренных законом.

  5. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

  6. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

  7. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

  8. Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к статье 61 Гражданского кодекса РФ

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" вводится новое регулирование ликвидации юридического лица:

  • предусмотрен перечень оснований для ликвидации в судебном порядке;

  • определено, кто в каких случаях подает иск;

  • во внесудебном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом.

Статьей 61 ГК установлено, что суд может возложить обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества компании.

Новая редакция ст. 61 ГК предусматривает, что, если у компании не хватает средств на ликвидацию, расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Недостоверный юридический адрес

При регистрации юридического лица в учредительных документах указывается адрес места нахождения организации. Нередко он не совпадает с фактическим. В таком случае налоговая инспекция может подать иск в суд о ликвидации организации (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Ликвидация юридического лица по решению суда в случае нарушений, допущенных при ее создании, может случиться, если эти нарушения будут:

1) грубыми;

2) неустранимыми.

Устранить несоответствие юридического и фактического адресов очень легко - надо подать в регистрирующий орган соответствующее заявление о внесении изменений в учредительные документы. Поэтому можно сделать вывод, что попасть под ликвидацию по причине предоставления недостоверного адреса компания может только в крайнем случае - когда, к примеру, ее учредители сами к этому стремятся и сознательно не реагируют на уведомления инспекции.

Осуществление деятельности без вступления в саморегулируемую организацию

В обновленной ст. 61 ГК РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) прямо предусмотрено, что ликвидация возможна в случае "осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО".
Обязательное членство в СРО предусмотрено в области:

  • оценочной деятельности (ст. 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности");

  • строительства и проектирования при выполнении некоторых видов работ (ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ);

  • аудиторской деятельности (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

  • деятельности арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");

  • налоговых консультантов (статьи 3, 4 проекта Закона "О налоговом консультировании").

 

Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014
"О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 62 ГК изложена в новой редакции:

Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица

Редакция ст. 62 ГК РФ
до 01.09.2014

Редакция ст. 62 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)

  1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

  2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

  3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

  1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

  2. Учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица. При недостаточности имущества юридического лица учредители (участники) юридического лица обязаны совершить указанные действия солидарно за свой счет.

  3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

  4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

  5. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

  6. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего.

  7. При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 62 Гражданского кодекса РФ

Новая редакция статьи 62 ГК расширяет нормы, регулирующие ликвидационный процесс.

Разрешена проблема источников средств для ликвидации. Если для ликвидации недостаточно средств организации, то учредители или участники обязаны ее завершить за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК). Если ликвидационная комиссия установит недостаточность имущества фирмы, то для удовлетворения всех требований кредиторов дальнейшая его ликвидация должна осуществляться в соответствии с законодательством о банкротстве. Об этом ликвидационная комиссия обязана уведомить всех известных ей кредиторов.

 

Порядок ликвидации юридического лица в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014
"О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 63 ГК изложена в новой редакции:

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

Редакция ст. 63 ГК РФ
до 01.09.2014

Редакция ст. 63 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)

  1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

  2. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

  3. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

  4. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

  5. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

  6. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

  7. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

  8. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

  9. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

  10. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

  11. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

  1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

  2. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

  3. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

  4. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

  5. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

  6. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

  7. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

  8. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

  9. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

  10. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

  11. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

  12. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Комментарий к статье 63 Гражданского кодекса РФ

 

 

Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014
"О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

В Законе от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" статья 64 ГК изложена в новой редакции:

Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица

Редакция ст. 64 ГК РФ
до 01.09.2014

Редакция ст. 64 ГК РФ с 01.09.2014
(в редакции Закона № 99-ФЗ)

  1. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  2. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

    При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

  3. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

  4. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

  5. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

  6. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

  7. Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

  8. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

  1. 1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  2. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;

    При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом.

    Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

  3. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

  4. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

  5. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

  6. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

    5.1. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:

  7. 1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом);

    2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;

    3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.

    5.2. В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
    Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

    Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам настоящего Кодекса о ликвидации юридических лиц.

Комментарий к статье 64 Гражданского кодекса РФ

 

Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица и прекращение недействующего юридического лица в Законе № 99-ФЗ от 05.05.2014
"О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ"

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" вводятся новые статьи 641 и 642:

Статья 641. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица

  1. В случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.

  2. Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 531 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 641 Гражданского кодекса РФ

 

Статья 642. Прекращение недействующего юридического лица

  1. Считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

  2. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

  3. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует привлечению к ответственности лиц, указанных в статье 531 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 642 Гражданского кодекса РФ

В целях борьбы с фирмами-однодневками в ГК вводится понятие "недействующее юридическое лицо". Согласно п. 1 ст. 64 ГК признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) такое юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юридическим лицам. При этом исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия организации.

Закреплена норма об исключении из государственного реестра недействующего юридического лица. Ранее такая норма содержалась только в ст. 21.1 Закона от № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Пункт 2 статьи 642 ГК предусматривает, что исключение организации из ЕРГЮЛ влечет такие же правовые последствия, что и ее ликвидация, а это означает, что теперь организациям ничто не мешает учесть при расчете налога на прибыль долг контрагента, исключенного из ЕГРЮЛ, как безнадежный. И для этого не надо ждать истечения трехлетнего срока давности. Ведь в налоговом учете одно из оснований для списания дебиторской задолженности — это ликвидация должника (п. 2 ст. 266 НК). С данным выводом наконец-то согласился и Минфин (Письмо Минфина России от 24.07.2015 № 03-01-10/42792).

Новые правила распространяются только на случаи, когда контрагент исключен из ЕГРЮЛ позже 1 сентября 2014 года. Если же это произошло раньше, то по-прежнему безопаснее ориентироваться на срок давности. Ведь до появления поправок чиновники разъясняли, что исключение контрагента из ЕГРЮЛ еще не делает его задолженность безнадежной. А значит, и не является основанием для включения этой суммы во внереализационные расходы (письмо Минфина России от 27 февраля 2013 г. № 03-03-06/1/5556). Только в суде компаниям удавалось доказать, что указанное списание долгов на расходы в том периоде, в котором инспекторы исключили должника из реестра (постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 февраля 2011 г. по делу № А56-14027/2010). По этой причине долги контрагентов, исключенных из ЕГРЮЛ до 1 сентября, безопаснее включить в расходы только после истечения срока давности. Как правило, это три года с даты, на которую должник обязан был исполнить обязательство согласно условиям договора (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

 

Обзор других изменений в Гражданский кодекс РФ

Читать далее о создании, реорганизации, ликвидации организации:

  1. Название организации

  2. Место нахождения организации

  3. Учредительные документы для регистрации юридического лица

  4. Заполнение заявления Р11001, Р21001

  5. Подача документов в налоговую инспекцию

  6. Смена генерального директора

  7. Ликвидация организации

 

Статья написана и размещена 8 марта 2012 года. Дополнена - 22.07.2012, 10.05.2014, 14.10.2014, 26.08.2015.

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2015

Информация помогла?

Понравилась статья?



Нравится

 

Полезные ссылки по теме "Ликвидация юридического лица"

  1. Закон "О банкротстве физических лиц"

  2. Выписка из ЕГРЮЛ

  3. Адреса, телефоны, интернет-сайты, реквизиты налоговых инспекций Санкт-Петербурга

  4. Адреса, телефоны, интернет-сайты, реквизиты налоговых инспекций Москвы

  5. Адреса налоговых инспекций (другие города России)

  6. Как платить налоги и сдавать отчетность?

  7. Налоговая отчетность для общего режима налогообложения

  8. Налоговая отчетность для упрощенной системы налогообложения

  9. Налоговая отчетность для системы налогообложения в виде ЕНВД

  10. Налоговая ответственность за не сданную налоговую декларацию

  11. Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

  12. Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков