|
Офшорные зоны и перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения
Что такое офшорная зонаОфшорные зоны - небольшие государства или территории, привлекающие иностранные капиталы путем предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте, законодательство которых не предусматривает раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций. Офшор (от англ. off-shore - вне берега) - это финансовая зона, привлекающая иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения такой зоны.
Перечень офшорных зон(по состоянию на 01.12.2015) Приказом Министерства финансов РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н утвержден следующий перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны):
Перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложенияОснования освобождения КИК от налогообложения предусмотрены пунктом 7 статьи 2513-1 НК РФ. Одним из таких условий является постоянное местонахождение КИК в государстве (территории), обеспечивающем обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией. ФНС России подготовлен следующий проект Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмена информацией (при включении в который учитывалось не только наличие соответствующего соглашения, но и наличие негативной практики взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по вопросам обмена информацией.):
Борьба с оффшорными зонамиНалоговые органы начали борьбу с офшорами с момента их появления первых офшоров, но настоящая "война" началась после глобального финансового кризиса 2008 года. В 2009 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала "черный", "серый" и "белый" списки юрисдикции с точки зрения их соответствия международным стандартам обмена финансовой информацией. При этом международное сообщество (в лице G20) открыто заявило о своей решимости применять к странам из "черного" и "серого" списков самые жесткие санкции - вплоть до запрета инвестировать в "черные" и "серые" юрисдикции. В результате такого давления исчез "черный" список, а "серый" - быстро сократился с 38 до 2 юрисдикций (Ниуэ и Науру). Сейчас ОЭСР разрабатывает и занимается внедрением Единого глобального стандарта автоматического обмена информацией о финансовых счетах. Россия также принимает активное участие в борьбе с офшорами и 04.03.2015 ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам" (ETS N 127, заключена в г. Страсбурге 25.01.1988) с оговорками и заявлениями (Федеральный закон от 04.11.2014 № 325-ФЗ). Конвенция вступает в силу 01.07.2015. Участниками Конвенции являются:
Взаимная помощь участников этой Конвенции состоит в:
В рамках Конвенции планируется и автоматический обмен налоговой информацией, к которому Россия готова будет присоединиться с 2018 года, а до этого момента обмен информацией будте происходить на двусторонней основе по запросам. При этом надо иметь в виду, что возможность международного обмена налоговой информацией предусматривается статьей 26 большинства из 86 подписанных Россией Соглашений об избежании двойного налогообложения. Согласно данной статье иностранные налоговые органы не могут отказать в предоставлении информации, находящейся в распоряжении банка, другой финансовой организации, агента или доверительного управляющего либо содержащей сведения об учредителях лица. Однако в тех случаях, когда необходимо получить информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную тайну, иностранные суды сначала должны принять решение о возможности раскрытия такой информации российским налоговым органам. В результате существующий порядок информационного обмена зачастую не срабатывает. Согласно статье 6 Конвенции странам-участницам запрещено отказывать в предоставлении информации лишь на том основании, что она составляет банковскую, профессиональную или иную тайну. Таким образом, после ратификации Конвенции ФНС России больше не придется обращаться в минюст, чтобы тот, в свою очередь, обратился к минюсту другого государства за предоставлением информации, и ждать, пока иностранный суд вынесет решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении полученного запроса об обмене защищенной информацией. Другими мерами, направленными на деофшоризацию российской экономики являются:
Статья написана и размещена 17 мая 2015 года. Дополнена -
ВНИМАНИЕ! Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора. Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2015
Полезные ссылки по теме: "Офшорные зоны и перечень государств и территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения"
Tags: офшорные зоны, офшор, перечень государств, территорий, не обеспечивающих обмена информацией для целей налогообложения
|