|
Налоговые риски договора
В этой небольшой статье мы разберем следующие налоговые риски, которые может содержать договор:
Налоговая оптимизация в договорной работеБывают ситуации, когда компания не пользуется схемами ухода от налогов, законно оптимизирует налоговые платежи, уплачивает все налоги своевременно, проверяет контрагентов на добросовестность, но проходит налоговая проверка, по результатам которой доначисляются налоги и выставляется требование об уплате налогов, штрафов и пени. Оказывается, что договор, который был заключен с контрагентом, был составлен со скрытыми налоговыми рисками. А организация, понадеявшись на "хорошего" контрагента не провела юридическую и налоговую экспертизу договора. Поэтому при проведении договорной работы необходимо быть крайне внимательным к содержанию представляемых вам договоров, следует проводить юридическую экспертизу как со стороны гражданского, так и налогового законодательства (а лучше всего – иметь свои типовые формы договоров). Для минимизации рисков следует включить в круг согласующих проект договора лиц главного бухгалтера или его заместителя (хотя всем известно положения ст. 7, 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" (действует до 01.01.2013 в связи с принятием Закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), тем не менее на практике эти правила (к великому сожалению) работают крайне редко. Оформление гражданско-правовых договоров (купли-продажи, поставки), как правило, не входит в число обязанностей бухгалтера. Бухгалтеру передают уже подписанный сторонами договор. Но часто это приводит к тому, что в договоре обнаруживаются условия, приводящие к необоснованной налоговой нагрузке, скажем, к уплате налогов в больших суммах или в более ранних периодах. Заинтересованный же в снижении налогового бремени и отсутствии разногласий с налоговиками бухгалтер может избежать этой ситуации, изучив договор на стадии проекта и переформулировав те условия, которые затрагивают исчисление налогов. Ниже я описываю правила по анализу условий проекта договора главным бухгалтером (финансовым директором или их заместителями).
Налоговые риски договора, если в условиях о цене договора не выделен НДСКаждый хороший бухгалтер начинает читать договор с раздела о цене товара - и это правильно. Если вы являетесь поставщиком - плательщиком НДС, то нужно проверить, определена ли цена с учетом или без учета НДС и правильная ли ставка налога применена. Если же ваша организация закупает товар и в цене товара не выделен НДС, то поинтересуйтесь причиной этого. Возможно, ваш поставщик является "спецрежимником" (применяет УСН, платит ЕНВД или ЕСХН) или лицом, освобожденным от обязанностей плательщика НДС. Тогда не лишним будет затребовать копию документа контрагента, подтверждающий спецрежим. Обратите внимание на то, в какой валюте выражена цена договора. Ведь цена, установленная в иностранной валюте или в у. е., - это всегда усложнение и бухгалтерского, и налогового учета. Может быть, удобнее зафиксировать цену в рублях, предусмотрев возможность ее изменения в определенных случаях.
Штрафные санкцииЮристы очень любят прописывать в договоре условие об обязанности сторон уплатить неустойку (штраф, пени) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности просрочки оплаты или поставки товара. Таким образом стороны договора стимулируют друг друга к надлежащему исполнению договорных обязательств под угрозой потери денежных средств. К тому же по требованию об уплате неустойки не нужно доказывать причинение убытков в результате действий или бездействия другой стороны. "...В случае просрочки оплаты Покупатель обязан уплатить Поставщику пени в размере 0,01% от общей стоимости отгруженного Товара без учета НДС за каждый день просрочки..." Но часто это условие договора носит чисто номинальный характер: организация закрывает глаза на ненадлежащее исполнение обязательства, если просрочка несущественна. Вроде бы, стороны договора остались довольны друг другом. А вот налоговики - нет. Они запросто могут включить в налогооблагаемый внереализационный доход (как недополученную выгоду) те суммы неустойки, которые ваша организация реально имела возможность получить, но не стала этого делать. Суды на протяжении последних нескольких лет выносят решения исключительно в пользу организаций, обосновывая свою позицию тем, что дата и основания для признания внереализационного дохода в виде неустойки связаны с признанием соответствующих сумм должником либо с датой вступления в законную силу решения суда о взыскании этих сумм. Поэтому если организация не потребовала уплаты неустойки, а должник не совершил никаких действий, свидетельствующих о том, что он согласен ее уплатить (к примеру, направил кредитору письмо с обязательством уплатить неустойку), то нет оснований включать неустойку в доходы. Да и Минфин согласен с тем, что не нужно уплачивать налог с не признанных должником или судом неустоек. Но чтобы споров с налоговиками вообще не возникло, достаточно просто несколько изменить формулировку условия о неустойке. Отразив, во-первых, ваше право потребовать ее уплаты и, во-вторых, обязанность контрагента ее уплатить только после предъявления вами требования. Тогда разногласий с налоговиками возникнуть не должно. "...В случае просрочки оплаты Поставщик вправе потребовать от Покупателя уплаты пени в размере 0,01% от общей стоимости отгруженного товара без учета НДС за каждый день просрочки..."
Безвозмездное пользование имуществом организацииБывает, что вместе с основным предметом договора поставщик бесплатно передает покупателю в пользование какое-либо имущество, необходимое для хранения, демонстрации товара и т.п. Скажем, покупателю (магазину) передаются продукты, подлежащие хранению в специальных холодильных камерах-витринах. Но продавать это холодильное оборудование покупателю вместе с товаром не представляется целесообразным. "...Поставщик обязуется: - передать Покупателю на период действия настоящего Договора Оборудование, необходимое для хранения Товара; ...Покупатель обязуется: - пользоваться Оборудованием в соответствии с правилами и условиями эксплуатации, изложенными в технической документации на Оборудование; - в течение 5 календарных дней со дня окончания срока действия настоящего Договора за свой счет вернуть Оборудование Поставщику..." И тогда, казалось бы, безобидный пункт договора о возможности бесплатного использования вспомогательного имущества поставщика может обернуться совсем небезобидными последствиями. Во-первых, налоговики усмотрят в таких условиях договора безвозмездное оказание поставщиком услуг по аренде и, следовательно, доначислят НДС исходя из рыночной стоимости аренды идентичного имущества. Кроме того, для целей налогообложения прибыли поставщик не может начислять амортизацию по имуществу, переданному в безвозмездное пользование. Во-вторых, налоговики оценят экономическую выгоду покупателя от пользования имуществом на безвозмездных условиях. И доначислят покупателю налог на прибыль с рыночной цены аренды такого имущества. Попробуем изменить формулировку условий договора, чтобы не возникало "безвозмездности". Для этого подчеркнем, что пользование является платным, просто эта плата уже входит в договорную стоимость основного предмета договора. "...Поставщик обязуется: - передать Покупателю на период действия настоящего Договора Оборудование, необходимое для хранения Товара. Стоимость аренды Оборудования входит в стоимость Товара..." Это поможет передающей имущество стороне избежать проблем с НДС и с расходами по переданному имуществу, в частности с амортизацией имущества, а получающей - с налогом на прибыль. Но опять же не забывайте о проблеме с разными ставками НДС при реализации основного товара и реализации вспомогательных услуг, о которой мы рассказали выше. Поэтому, чтобы вопросов вообще не возникало, может быть, лучше прописать в договоре плату за пользование имуществом поставщика, пусть и совсем небольшую. И одновременно на нее же уменьшить стоимость основного предмета договора, чтобы покупатель не возражал. Помимо этого, пристальное внимание необходимо уделить и работе внутри компании, а именно внутри бухгалтерии. В аудите это называется "система внутреннего контроля организации". Зачастую глобальные ошибки происходят именно по вине бухгалтера, причем из-за невнимательности или банальной некомпетентности. В связи с этим в организации нужно установить контроль за деятельностью бухгалтерии, возможно, взять в штат внутреннего аудитора или хотя бы раз в год проводить инициативный аудит, который выявит текущие ошибки и погрешности и даст руководству ясную картину работы бухгалтерии.
Как организовать эффективную договорную работу по выявлению налоговых и других рисковПродолжение (добавлено 16.11.2010) Теперь становится понятным, что только лишь простого анализа (экспертизы) условий каждого проекта договора отдельным специалистом (будь то и бухгалтер, и юрист, и то лицо, которое заинтересовано в заключении договора) недостаточно - ведь каждый из этих специалистов (как правило) анализирует только "свою" часть договора (бухгалтерия - порядок и сроки оплаты; юрист - предмет, ответственность; специалист - сами условия выполнения обязательств по договору). Поэтому на практике очень часто приходится наблюдать, как проект договора по очереди согласовывают сначала бухгалтер, потом юрист, потом специалист, а потом .... - (как в той поговорке) - все сначала. Для того, чтобы избежать такой ситуации, необходимо найти внутри компании "точку пересечения", в которую будут стекаться все возражения, замечания и предложения по каждому проекту договора. Такой "точкой пересечения" может быть юрист. Но нахождения одной лишь "точки пересечения" недостаточно, т.к. такого юриста - бедолагу (или другого специалиста) просто завалят со всех сторон предложениями, замечаниями и т.п. Поэтому необходимо еще и упорядочить входящие и исходящие потоки документов с той целью, чтобы у каждого специалиста в своей области были минимальные временные затраты на организационные вопросы. Этот вопрос (на мой взгляд) решается регламентированием процесса договорной работы в сочетании современными средствами коммуникаций. В одних компаниях это может решаться с помощью обмена электронными сообщениями, в других - с помощью регулирования этого бизнес-процесса внутренними нормативными актами и (или) прикладными программными средствами. Одним словом, способов достижения цели много, а цель одна - организовать договорную работу эффективно. А это возможно только когда:
Выводы:
Статья подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 02 апреля 2010 года. Актуальность проверена 29.07.2012. Статья написана и размещена 02 апреля 2010 года. Дополнена - 16.10.2010, 20.12.2011. Остались или появились вопросы? - Обращайтесь. Почему надо обращаться именно к нам:
ВНИМАНИЕ! Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора. Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 - 2015
Полезные ссылки по теме "Организация договорной работы по выявлению налоговых и других рисков при проведении юридической и налоговой экспертизы заключаемых договоров"
Тэги: договор, договорная работа, налоговые риски договора, заключение договора, выявление налоговых рисков
|